Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:25, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3. Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
Введение 3
Глава I. Понятие и признаки административного правонарушения 6
Глава II. Юридический состав административного правонарушения 12
1. Объект административного правонарушения 12
2. Объективная сторона административного правонарушения 14
3. Субъект административного правонарушения 17
4. Субъективная сторона административного правонарушения 20
Глава III. Социально-правовая сущность административных правонарушений 23
Заключение 27
Список источников и литературы 29
; наконец, существует
и третья точка зрения на
проблему общественной
Основы законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними Кодекс РСФСР, Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержат указания на общественную опасность. Следовательно, с формальной точки зрения административное правонарушение является противоправным деянием, но не представляет общественной опасности.
По существу же, административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.
Во-первых, оба
эти вида правонарушений часто имеют
общий объект посягательств; во-вторых,
общественная опасность определяется
не характером единичного правонарушения,
а их распространённостью, «массовидностью»
Подробнее об этом см.: Мурзилов А. И. Преступление
и административное правонарушение. М.,
1985., в-третьих, общественная опасность
проявляется в самой их противоправности,
в-четвёртых, общественная опасность выражается
во вредности правонарушения. Поэтому
противопоставление общественной опасности
и вредности является необоснованным.
В УК РФ общественная опасность обоснованно
сводится к причинению вреда и созданию
угрозы его причинения личности, обществу
или государству. В-пятых, постоянно идёт
процесс декриминализации и криминализации
одних и тех по своему характеру правонарушений,
что подтверждает принципиальную социальную
однородность соответствующих правонарушений;
в-шестых, если административные правонарушения
не общественно опасны, то обоснованна
ли государственная репрессия за их совершение;
в-седьмых, за некоторые административные
правонарушения предусмотрены более суровые
меры ответственности, чем за многие преступления;
в-восьмых, степень общественной опасности
лежит в основе разграничения преступлений
и административных правонарушений вообще
(внешне сходных), частично совпадающих
преступлений и административных правонарушений
в особенности.
Особый вопрос
в рамках социально-правовой проблемы
административных правонарушений - о юридических
критериях отграничения внешне сходных
преступлений и административных правонарушений.
Такие юридические
критерии содержатся в уголовном
и административном законодательстве
и могут относиться как к объекту,
объективной стороне состава соответствующих
правонарушений, так и к его субъекту,
субъективной стороне. Например, закон
определяет, что субъектом определённых
преступлений признаётся лицо, достигшее
14-летнего возраста, административного
правонарушения - только лица, достигшие
16-летнего возраста4 нарушение правил
дорожного движения или правил эксплуатации
транспортных средств, повлекшие причинение
лёгкого вреда здоровью потерпевшего
- административное правонарушение, а
те же действия, повлекшие причинение
тяжёлого или средней тяжести вреда здоровью
- преступление. Поэтому для определения
характера правонарушения, его юридической
природы необходим тщательный сравнительный
анализ положений законодательства, устанавливающего
ответственность за их совершение.
Административное
правонарушение отличается от общественно
опасного дисциплинарного проступка
тем, что последний, по общему правилу,
опосредуется трудовыми, служебными отношениями.
Нередко нарушение трудовых, служебных
обязанностей одновременно признаётся
административным правонарушением. Подобные
правонарушения получили в литературе
название «административно-
Общественная
опасность административного
. В данном
случае субъект решается на
противоправное действие или
бездействие опосредованно.
Таким образом, нет оснований подвергать сомнению общественно опасный «статус» административных правонарушений. Всякое административное правонарушение в той или иной степени является общественно опасным.
Заключение
Мы рассмотрели
понятие административного
Новый Кодекс РФ
об административных правонарушениях,
принятый в 2001 году, вносит ряд существенных
изменений в определение
В процессе рассмотрения
нового Кодекса РФ об административных
правонарушениях было установлено,
что признаки административного
правонарушения отличаются от его юридического
состава. При наличии всех признаком
может отсутствовать состав административного
правонарушения, что исключает законность
привлечения к административной ответственности.
Данное обстоятельство имеет в частности
большое практическое значение.
Несмотря
на то, что в законодательстве
отсутствует понятие состава
административного
Как и уголовное преступления, и дисциплинарный проступок, административное правонарушение является общественно опасным деянием. Степень его общественной опасности может варьироваться. Степень опасности административного правонарушения во многом определяется его субъективной стороной.
Список источников и литературы
Источники
1. Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях.
М., 2002.
2. Кодекс РСФСР
об административных
Литература
1. Агапов А.
Б. Административная
2. Алёхин А.
П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.
М. Административное право Российской
Федерации. М., 2002.Бахрай Д. Н. Административная
ответственность. М., 1999.
3. Комментарий
к Кодексу Российской
4. Масленников
М. Я. Производство по делам
об административных правонарушениях.
М., 1994.
5. Мурзилов А.
И. Преступление и
6. Словарь административного
права. М., 1999.
7. Студеникина
М. С. Что такое
8. Турусов А. А. Осторожно: КоАП - защищайтесь! М., Ростов н/Д., 1999.