Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:45, курсовая работа
Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы
Введение
Глава 1. Сущность и особенности административно-правовых отношений
1.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений
1.2 Разграничение административных и других правовых отношений
Глава 2. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного
права
Курсовая
работа
Виды административно-правовых отношений
Выполнил:
студент 3 курса, 12 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Экономическое право»
очной формы обучения
Соловей Александр Анатольевич
_________________
Научный руководитель:
Куневич
Георгий Георгиевич
Минск
2011
Содержание
Введение
Глава
1. Сущность и особенности административно-
1.1 Понятие
и содержание административно-
1.2 Разграничение административных и других правовых отношений
Глава 2. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Административно-правовые
отношения, как и все остальные
виды правоотношений в различных
отраслях права, являются важнейшим
базисом. В общей характеристике
административно-правовых отношений
следует отметить некоторые стороны,
которые могут быть основой для
отграничения административно-правовых
отношений от других видов правоотношений.
Они весьма существенны, потому что
на природу административно-
Административное
право - это свободная область
правовой системы Республики Беларусь.
Области права различаются
Сущность
и особенности административно-правовых
отношений
1.1 Понятие
и содержание административно-правовых
отношений
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления1.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
-
возникают в процессе
-
имеют в качестве
-
являются отношениями власти
– подчинения и
Эта
концепция была внедрена тогда еще
в советскую административно-
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”.
Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов. В пятидесятых годах в результате критического анализа этой концепции возникла вторая концепция советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что административно-правовые отношения:
-
возникают в сфере
-
могут иметь место между всеми
субъектами административного
-
делятся по соотношению прав
и обязанностей участников на
две группы: отношения, в которых
одна сторона подчинена другой
(отношения власти и
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам. Им свойственны все
основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм,
вследствие чего правоотношение есть
результат регулирующего
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
-
одной из сторон отношений
является соответствующий
- для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой;
-
многие органы исполнительной
власти и их должностные лица
обладают правом издания
-
административные
-
споры, возникающие между
Административно-правовые
отношения отличаются, прежде всего,
от правоотношений гражданского, трудового,
финансового и других отраслей права.
Например, если административно-правовые
отношения характеризуются
В
Гражданском кодексе республики
Беларусь сказано, что гражданское
законодательство основывается на признании
равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости
В административно-правовых отношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений. Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. Приложение №2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).
Субъект
же правоотношения всегда конкретен. Это
конкретное лицо или организация, сторона
правоотношения (субъект или объект
управления), наделенная правами и
обязанностями в сфере