Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью исследования является выявление недостатков управления в социальной сфере.
Задачи исследования:
определить сущность понятия «управление в социальной сфере»
выяснить особенности управления в социальной сфере
выявить нормативно-правовые основы управления в социальной сфере
выяснить виды проблем управления в социальной сфере
определить пути решения проблем управления в социальной сфере
Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………….7
1.Теоретические основы управления в социальной сфере………………….7
1.1 Сущность понятия «управление в социальной сфере»………………….7
1.2 Особенности управления в социальной сфере ………………………….15
1.3 Нормативно-правовые основы управления в социальной сфере……….23
2. Проблемы управления в социальной сфере……………………………….30
2.1 Виды проблем управления в социальной сфере…………………………30
2.2 Пути решения проблем управления в социальной сфере……………….35
Заключение………………………………………………………………...…..38
Список использованных источников…………………………….………...40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Филиал РГСУ в г. Екатеринбурге)
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Допустить к защите
Зав.кафедрой______________Бала
Курсовая работа
Тема: «Управление развитием социальной сферы в центрах помощи семье и детям»
Выполнил: студент 3 курса
Голенищева Е.И.
очного отделения группа 309
специальность:
Социальная работа
Научный руководитель
Старший преподаватель
Кашникова Е. Ю.
Екатеринбург 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основная часть……………………………………………………………….
1.Теоретические основы управления в социальной сфере………………….7
1.1 Сущность понятия «управление в социальной сфере»………………….7
1.2 Особенности управления в социальной сфере ………………………….15
1.3 Нормативно-правовые основы управления в социальной сфере……….23
2. Проблемы управления в социальной сфере……………………………….30
2.1 Виды проблем управления в социальной сфере…………………………30
2.2 Пути решения проблем управления в социальной сфере……………….35
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….………...40
Введение
Актуальность. Состояние социальной сферы современной России во многом является следствием отсутствия целостной социальной политики. Значимость и настоятельная необходимость снижения социальных издержек экономических реформ в современном российском обществе сегодня очевидны. Состояние и перспектива развития социальной сферы в России имеют ключевое значение для исторических судеб страны и ее народа. В современных условиях вложения в расширенное воспроизводство человеческого потенциала оказывается в стратегическом смысле наиболее эффективным для будущего.
Выявление современных проблем управления в социальной сфере, позволит успешно их решать, повышая тем самым качество работы в социальной сфере.
Настоящая тема в науке разработана слабо, поэтому данной исследование будет способствовать углублению в указанном направлении научного знания и опыта.
Выражена практическая потребность в решении данной проблемы и его научно-методическом обосновании. Таким образом, проведенное исследование может способствовать оптимизации в решении проблем управления социальной сферой.
Степень разработанности темы. Большой вклад в данную проблематику вносят современные авторы: Аверин Ю.П., Анисимов О.С., Антонюк Г.А., Атаманчук Г.В., Диневич В.А., Жуков В.И. и ряд других ученых, анализирующих реальное состояние социальной сферы и вопросы социальной политики10, а также публикации Афанасьева В.Г., Бестужева-Лады И.В., Бурджалова Ф.Э., Виханского О.С., Воропаева В.И., Гусева Ю.В., Ковалева В.Н., Комарова М.С., Омара A.M., Осадчей Г.И., Романенко Л.М., Тихомирова Ю.А., Тощенко Ж.Т., Удоденко А.А., Шавель С.А. и др., посвященных проблемам повышения эффективности социальной сферы, её инновационному развитию, управлению социальными процессами в обществе, а также разработке, систематизации и раскрытии основных категорий и понятий социологии социальной сферы, социологии управления.
В исследованиях проблем управления социальной сферой важную роль играют работы, связанные с разработкой методологии, методики и техники социологического анализа, выполненные Л.Я. Аверьяновым, В.Г. Андреенковой, В.П. Васильевым, В.Г. Гречихиным, А.Г. Здравомысловым, Ю.А. Крючковым, О.М. Масловой, А.Л. Маршаком, А.А. Овсянниковым, Г.И. Саганенко, А.Г. Симаковым, И.В. Соколовой, И.А. Сосуновой, Б.А. Суслаковым, В.А. Ядовым.
Вместе с тем анализ данных источников показывает, что на сегодняшний день практически отсутствует целостное теоретическое обоснование проблем управления в социальной сфере, отвечающего потребностям соврем общества.
При всех реально существующих возможностях управления в социальной сфере на сегодняшний день потенциал его как социального феномена до конца не изучен, и вследствие этого, не реализован. Таким образом, возникает необходимость дальнейшего изучения проблем управления в социальной сфере.
Из характеристики актуальности и степени разработанности темы выводится основное противоречие исследования между необходимостью совершенствования управления в социальной сфере и недостаточной изученностью проблем управления в социальной сфере.
На основе указанного противоречия формулируется проблема, которой посвящено данное исследование: каковы недостатки управления в социальной сфере.
Целью исследования является выявление недостатков управления в социальной сфере.
Задачи исследования:
определить сущность понятия «управление в социальной сфере»
выяснить особенности управления в социальной сфере
выявить нормативно-правовые основы управления в социальной сфере
выяснить виды проблем управления в социальной сфере
определить пути решения проблем управления в социальной сфере
Объект исследования – управления в социальной сфере.
Предмет исследования – проблемы управления в социальной сфере.
Гипотеза исследования:
Осуществление управления в социальной сфере возможно, если будут достигнуты следующие цели:
создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения;
осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория социальной работы, а также социально-медицинский, правовой, социально-психологический, социально-педагогический научные подходы, теория управления
В работе использовались теоретические (обобщение) и общелогические (анализ, синтез) методы исследования.
Научно - практическая значимость работы:
Выделены, обоснованы проблемы управления в социальной сфере, обозначены пути их решения.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть, состоящую из двух разделов, заключение.
1 Теоретические основы управления в социальной сфере
1.1 Сущность понятия «управление в социальной сфере»
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.
Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную[1].
Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова[2].
В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере»[3]. В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей. Маркс обратил внимание на выделение социального управления в определенный вид человеческой деятельности: «Труд по надзору и управлению... непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда»[4], возникающего «всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей»[5].
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние[6].
Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.
Например, в толковом словаре В. Даля термин «управлять» означает править, давая ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью[7].
В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.
Следовательно, основным элементом управления, с чего оно начинается, является целеполагание.
Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.
Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности[8]. Заметим, что всякое воздействие в обществе носит сознательный социальный характер, поэтому впредь слово социальное может быть опущено: оно подразумевается, поскольку речь пойдет об управлении общественными делами.
Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.
Итак, уже само целеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).
Информация о работе Управление развитием социальной сферы в центрах помощи семье и детям