Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:03, реферат
Административно-территориальное деление – это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Стабильность административного устройства – одно из свидетельств социально-экономической и политической устойчивости страны. Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу рассмотреть административно-территориальное устройство России, его особенности и тенденции развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1.АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИИ……………………………………………………………………….
2.ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ………………………………………………………..
3. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РОССИИ………………………………………
3.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ…
3.2 ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ В СССР..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
3.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ…
3.2 ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ В СССР..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………
ВВЕДЕНИЕ
Административно-
В
современных условиях перехода России
на демократические, рыночные принципы
организации общества и государства как
никогда остро встает вопрос о выборе
наиболее эффективных форм административно-
В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находится 83 субъектa Федерации (региона).
Среди них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).[1]
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.[1]
Разделение
властей закрепляется в Конституции
Российской Федерации в качестве
одной из основ конституционного
строя для Российской Федерации
в целом, т.е. не только для федерального
уровня, но и для организации
Разделение
единой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную предполагает
установление такой системы правовых
гарантий, сдержек и противовесов,
которая исключает возможность
концентрации власти у одной из них,
обеспечивает самостоятельное
Органы
законодательной и
Принцип
разделения властей предполагает не
только распределение властных полномочий
между органами различных ветвей
государственной власти, но и взаимное
уравновешивание ветвей власти, невозможность
ни для одной из них подчинить
себе другие. В том виде, как он
закреплен в Конституции
Государственную
власть в Российской Федерации осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.[1]
Статья 72 Конституции РФ оговаривает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения различными природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование и т. д.
Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти, которая, с одной стороны участвует в осуществлении воли государства, а с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. С помощью местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории проблем, возможно обеспечение устранения многих кризисных явлений в жизни российского общества.[1]
Россия
– государство с богатой
2.
ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-
Государственный
строй любой страны характеризуется
формой правления и формой административно-
После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции
и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при
устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствования,
политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на территориальную организацию государства.
Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в
IV –
III тыс. до н.э. к
Разумеется,
государство – это не сумма
его территориальных образований, но
без этой структуры государство функционировать
не может. Выделяют несколько видов административно-
Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих
странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
Все
административно-
юридический
статус и равное положение по отношению
к центральным органам. Они могут иметь
в своей основе юридические акты, определяющие
и закрепляющие их правовое положение
(например, уставы). Административно-
особенности. Яркими примерами унитарной формой государственного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.
Федеративная форма государственного устройства является ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными,
специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты,
характеризующие все федеративные государства.
Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в прямом
смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е.
самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и
внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной.
Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без
участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации
наряду
с хозяйственной и социально-культурной
самостоятельностью приобретают и определённую
политическую самостоятельность, и это
их отличает от административно-
Федерации делятся на два вида: национально-государственные и
административно-
Информация о работе Территориально-административное деление России