Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа
Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилос
Вместе с тем теория фильтра заставила с большей осторожностью относиться к выводам и рекомендациям, выработанным теорией человеческого капитала. Большинство исследователей согласны с тем, что их нужно рассматривать не столько как противоположные, сколько как взаимодополняющие подходы.6
8.Заключение
Наконец, хотелось
бы сделать общий вывод всему выше сказанному.
Человеческий капитал – капитал, представленный
в индивидууме потенциальной способностью
приносить доход, основанной на врожденных
интеллектуальных способностях и таланте,
а также знаний и практических навыков,
полученных в процессе обучения, образования
и практической деятельности человека.
Теория человеческого капитала берет
свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма
Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения
принадлежит известному американскому
экономисту, лауреату Нобелевской премии
Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель
была разработана в книге Г.Беккера.
В настоящее время она предполагает, что
умение работника или группы работников
добиться лучшего результата приводит
к повышению их заработной платы.
Теории «человеческого капитала» стало
придаваться большое значение, так как
она позволяла с общих позиций изучать
многие явления рыночных отношений, выявлять
эффективность вложенных в человеческий
фактор финансовых средств.
Под влиянием этой теории, в которой образованию
отводится роль "великого уравнителя",
произошла определенная переориентация
социальной политики. В частности, программы
подготовки стали рассматриваться как
эффективное орудие борьбы с бедностью,
возможно, более предпочтительное, чем
прямое перераспределение доходов.[9]
Благодаря теории человеческого капитала
вложения в человека стали рассматриваться
как источник экономического роста, не
менее важный, чем "обычные" капиталовложения.
Т.Шульц, Э.Денисон, Дж.Кендрик и др. произвели
количественную оценку вклада образования
в экономический рост. Было установлено,
что на протяжении 20 века накопление человеческого
капитала опережало темпы накопления
физического капитала.
Идеи, заложенные в теории человеческого
капитала, оказали серьезное воздействие
на экономическую политику государства.
Благодаря ей изменилось отношение общества
к вложениям в человека. В них научились
видеть инвестиции, обеспечивающие производственный,
причем долговременный по своему характеру,
эффект. Это обеспечило теоретическое
обоснование для ускоренного развития
системы образования и подготовки кадров
во многих странах мира.7