Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:00, реферат
Наиболее влиятельной среди европейских школ административно-государственного управления является немецкая. Особенностью теории административно-государственного управления в Германии выступают фундаментальные теоретические исследования философского характера. Немецкий классический идеализм дал свою спекулятивную интерпретацию государственному и административно-государственному управлению. Именно философия создала институциональные рамки, в которых начали свое развитие теория политики и теория административно-государственного управления в Германии.
Глава 2. Система государственной службы в Германии
2.1 Историческое обоснование
административно-
Среди европейских стран
с федеральным типом
Пруссия и ее правящий класс
- юнкеры - наложили свой отпечаток на
германскую администрацию. Покорность,
работоспособность и трудолюбие
- все эти качества с самого начала
культивировались аристократическим
юнкерством. Уже в XVIII веке прусский
король Фридрих Великий, имевший
страсть к эффективной
Крах гитлеровской Германии значительно изменил дух и структуры боннской бюрократии. Сегодняшние гражданские служащие в этой стране привержены демократии. Они получают профессиональную подготовку на последних курсах в различных университетах страны. Боннские бюрократы имеют тенденцию педантично следовать духу Римского права, искусно сведенного в неизменный кодекс, что придает гражданским служащим отчасти догматический, книжный образ мышления.
В последние десятилетия произошли значительные изменения в «политическом мировоззрении» чиновников, иной стала их роль в политической жизни страны. Государственные служащие Германии - это уже не то «особое сословие», каким оно было в германской империи. Давно нет претензий на «независимость и надпартийность» государственного аппарата, что было характерно для бюрократии Веймарской республики. Английский политолог К. Дайсон (профессор Ливерпульского университета) справедливо отмечает, что в послевоенные годы образ немецкого чиновника - объективного и беспристрастного вершителя общественных интересов - был основательно поколеблен. Он также подчеркивает, что развитие бюрократии в Германии осуществлялось при направляющем воздействии политических партий.
Действительно, ведущая роль партий в политическом процессе Германии (закрепленная Основным законом) оказывала и продолжает оказывать серьезное влияние на развитие системы государственного управления. Следует выделить ряд факторов, способствовавших активной роли политических партий в становлении и эволюции системы государственной администрации в Германии:
* концепция «надпартийности и политической нейтральности» бюрократии была скомпрометирована в период нацизма;
* процесс денацификации
системы государственной
* именно партии как
наиболее «надежные» институты
пользовались полной
* наличие членов партии
на государственной службе
В результате борьбы политических
партий (прежде всего СДПГ и ХДС/ХСС)
за влияние на органы государственной
администрации возникли и утвердились
определенные принципы партийного «патронажа».
Важнейшим среди них является
принцип пропорционального
Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о государственной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры. Чиновники, избранные в Бундестаг или Земельный парламент, пользуются правом двухмесячного отпуска на время избирательной кампании. Наряду с депутатским содержанием они продолжают получать значительную часть своего основного жалованья. Кроме того, они сохраняют право на получение пенсий для государственных служащих. Иными словами, чиновники в Германии представляют собой привилегированную политическую группу. Их профессиональная компетентность и финансовая независимость позволяют им добиваться значительного продвижения в партиях. В отличие от многих европейских стран (Великобритании, Франции и США), карьера государственного служащего в Германии не является альтернативной политической карьере. Напротив, зачастую она становится предпосылкой для успешной политической деятельности.
Если проводить аналогии с современным положением дел в России, то подобные случаи когда государственные служащие уходят в политику и наоборот - отнюдь не редки. И обуславливается это не законодательством и менталитетом - еще раз доказывая сходство с Германией и актуальность пристального анализа ее административно-управленческой системы.
2.2 Основные уровни
административный государственный управление германия
Современное правительство
Германии имеет достаточно сильную
федеральную администрацию. Теоретически
она отвечает за контроль иностранных
дел, сбор налогов, оборону, транспорт,
почтовую службу, программы социального
обеспечения и разведывательную
деятельность. Но на практике федеральное
правительство контролирует только
наиболее общие внутренние программы.
Даже сбор налогов центральная
Сегодня в Германии каждая из 16 земель имеет собственную конституцию (как и субъекты РФ, только у нас подобный документ не всегда называется конституцией) и свою организацию управления. Административные учреждения земель составляют единую систему с соответствующими федеральными административными учреждениями. Область их компетенции распространяется на образование, местное хозяйство, деятельность полиции, здравоохранение, социальное обеспечение. Земли в административном отношении делятся на округа, округа - на уезды, уезды состоят из общин. Вся полнота административной власти в округе сосредоточена в руках регирунгс-президента, назначаемого правительством земли. При нем действует регирунгс-президиум, члены которого тоже назначаются сверху. В уездах органом исполнительной власти является ландрат. В компетенцию администрации ландрата входит местный бюджет, налоги и все коммунальное хозяйство.
В городских общинах функции исполнительного органа выполняет бургомистр - профессиональный чиновник, назначаемый городским советом на 8-12 лет. В некоторых городах существует коллегиальный исполнительный орган - магистрат, в состав которого входят профессиональные чиновники, назначаемые также на 8-12 лет.
Интересно, что в Германии
сегодня нет понятия «
2.3 Анализ нормативной
базы Административно-
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ) в редакции 1971 г. По этому закону чиновниками считаются следующие лица: чиновники государственного аппарата, судьи, преподаватели школ и высших учебных заведений, военнослужащие, работники почты, железнодорожной службы, государственных банков. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников: А1-А5 - низшие чины (вспомогательно-технические); А6-А9 - средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари); А10-А13 - высшие чины I ступени (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы); А14-А16 - высшие чины II ступени (высшие правительственные советники). Материальное содержание чиновников составляется из основного оклада, территориальной надбавки, надбавок на детей, за выслугу лет, за звание. Размеры, структура и динамика выплат определяются специальным законом об оплате.
Особую группу составляют
политические и почетные чиновники.
Институт политических чиновников сложился
в Германии в конце XIX века. Смысл
этого института заключается
в том, что вместе с правительством
или отдельным министром
Персональные перемещения
в высшем звене государственной
администрации - удобное средство для
достижения лучшего взаимодействия
между правительством и бюрократией.
Особенно это важно в тех случаях,
когда в силу своих политических
ориентации бюрократия не симпатизирует
тому или иному правительству. Так
произошло, в частности, после прихода
к власти в 70-е годы социал-демократов
(в коалиции со свободными демократами).
Были предприняты значительные перемещения
среди высшего персонала
Несколько иное значение имеет в Германии институт почетных чиновников. Это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.
Согласно исконно германской доктрине, чиновник рассматривается как слуга, орган и представитель государства, его идеи. На этом постулате основывается вся система подготовки чиновников и их последующего продвижения по службе. И хотя по конституции (ст. 33, п. 2) «каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями и профессиональной квалификацией» (что пересекается с Конституцией РФ ст.32 «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»).
Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание.
Прежде всего, требуется быть немцем в смысле ст. 116 Основного закона. В особом порядке закон допускает назначение чиновником иностранца (например, в качестве преподавателя высшего учебного заведения Германии); такое назначение, однако, не ведет автоматически к приобретению гражданства.
Далее, лицо, претендующее на должность чиновника, должно предоставить гарантии своей политической благонадежности, т.е. готовности в любое время выступить в защиту конституционного строя. Помимо этого будущий чиновник должен обладать необходимой профессиональной подготовкой. Вид и деятельность такой подготовки устанавливаются соответственно уровню служебной иерархии.
К службе на низшем уровне (А1-А5)
допускаются лица, успешно закончившие
народную школу и прошедшие
Значительно более высокие требования предъявляются к поступающим на службу высшего уровня. К службе на высшем уровне I ступени допускаются лица, успешно окончившие среднюю школу, проходившие специальную подготовку в течение 3 лет и сдавшие экзамен по требованию этого уровня (§18 ФЗоЧ). Наконец, к службе на высшем уровне II ступени допускаются лица с высшим образованием, сдавшие первый государственный экзамен, прошедшие подготовительную службу в течение 2 лет и сдавшие второй экзамен (§19 ФЗоЧ).
Все вышеперечисленные пункты в той или иной степени отражены в Федеральном законе о Государственной гражданской службе РМ, который говорит. Что гос служащий должен иметь профессиональное образование по специальности ст.12, «требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.». А так же необходимость квалификационных экзаменов для поступления на более высокие посты ст. 48-49, и многое другое.
Информация о работе Теоретическая основа административно-государственного управления в Германии