Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:13, реферат
Исполнительная власть является отдельным видом государственной власти и занимает одно из ведущих мест в системе разделения властей. Госу-дарство немыслимо без исполнительной власти, так как оно не могло бы по-настоящему действовать, осуществлять свои задачи и функции. Между тем, в научной литературе не существует единого мнения о понятии исполнительной власти. Некоторые ученые отождествляют ее с органами государственного управления, осуществляющими этот вид власти.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Исполнительная власть……………………………………………………………3
Заключение…………………………………………………………………………...6
Библиографический список…………………………………………………............7
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Исполнительная власть……………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….....
Введение
Исполнительная власть является
отдельным видом
В.Н.Дубовицкий обращает внимание на то, что исполнительная власть обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами . В конституциях различных государств подобный вопрос определяется иначе. Так, в Конституции Российской Федерации установлено, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Фе-дерации (ст. 110, п. 1), в Конституции США записано, что «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки» (ст. 2 , разд. 1 ), Конституция Японии гласит: «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом, состоящим из Премьер-министра, который возглавляет его, и других государственных министров» (гл. 5, ст. 65), согласно Конституции Канады «Королева облекается исполнительной властью... Королева продолжает осуществлять исполнительную власть и управление Канады и над Канадой...», а генерал- губернатор Канады состоит во главе исполнительной власти (III. Ис-полнительная власть. П. 9, 10).
Приведенное свидетельствует, что исполнительная власть – это не государ-ственные органы, а нечто иное, увязывающееся с государственным управ-лением. Исполнительная власть осуществляется определенными органами, должностными лицами. Значит, не она осуществляет, а ее осуществляют.
Государственная и исполнительная власть – это в первую очередь право и возможность принуждать, повелевать, подчинять чужую волю. Такое право находит закрепление в компетенции, полномочиях государственных органов, должностных лиц, в том числе и органов исполнительной власти. По терминологии Конституции Республики Беларусь это органы государственного управления.
В статье 106 Конституции Республики Беларусь записано, что «испол-нительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управ-ления». А согласно ст. 107 Конституции органы государственного управления являются органами исполнительной власти. Термин «осуществляет» подчер-кивает, что органы государственного управления (исполнительной власти) в процессе своей деятельности воплощают в действительность исполнительную власть. Таким образом, «исполнительная власть реализуется в форме управ-ления» .
Исполнительная власть является абстрактной политико-правовой кате-горией, реально воплощаемой в полномочиях соответствующих органов госу-дарственного управления, реализуемых в процессе осуществления государ-ственного управления. Сказанное позволяет назвать основные признаки испол-нительной власти: исполнительная власть – это право и возможность принуж-дать, повелевать, подчинять чужую волю; исполнительная власть реализуется в форме государственного управления; исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных органов государственного управления.
Все эти три признака тесно взаимосвязаны и образуют единое целое – понятие исполнительной власти. Право и возможность принуждать – ничто без соответствующих органов, имеющих такое право и возможность. Последние могут получить реальное воплощение только при осуществлении государствен-ного управления. Указанные признаки равноправны и в равной мере раскры-вают суть исполнительной власти.В системе государственных органов особое внимание следует сфокусировать на органах государственного управления (исполнительной власти), так как это дает более четкое представление о такой власти. Им предоставлено право и возможность осуществлять фактическое принуждение, то есть исполнительную власть в собственном смысле. Только они способны применять особые средства, приемы в целях обеспечения испол-нения законов. Все это находит конкретное выражение в полномочиях органов исполнительной власти. Органы государственного управления (исполнитель-ной власти) обеспечивают исполнение не только законов и своих актов, но и выполнение судебных и прокурорских решений в случае необходимости. Судебная и прокурорская власти не обладают подобными полномочиями. Поэтому можно сказать, что рассматриваемые органы выступают в роли обес-печителя, реально проводя в жизнь акты всех ветвей власти. Следовательно, с одной стороны, органы исполнительной власти служат другим ветвям власти, с другой – возвышаются над ними, занимают главенствующее положение, ибо обладают фактическими возможностями осуществлять насилие. Более того, в их системе находятся вооруженные силы, органы внутренних дел, государ-ственной безопасности, огромные финансовые средства. Несмотря на такие возможности, органы, осуществляющие исполнительную власть, подзаконны, вторичны.
Исполнительная власть придает государственному управлению специ-фический государственно-властный характер. Именно в процессе государ-ственного управления проявляется основное предназначение исполнительной власти – исполнение законов. Поскольку их исполнение осуществляется и путем правосудия, прокурорского надзора, деятельности местных Советов депутатов, граждан, то это не является прерогативой, монополией органов исполнительной власти. Однако только органы исполнительной власти спе-циально уполномочены для проведения законов в жизнь, развивая, уточняя, детализируя и конкретизируя их. Иначе говоря, они обладают юрисдик-ционными возможностями подобно судебной власти.
Таким образом, исполнительная власть и государственное управление – явления взаимосвязанные и взаимозависимые. Исполнительная власть не может существовать без государственного управления, а государственное управление – без исполнительной власти, иначе оно потеряет свою сущность и основное предназначение. Отдельные ученые делают попытку сравнить исполнительную власть с государственным управлением и приходят к убеждению, что «испол-нительная власть» является более узким понятием по отношению к понятию «государственное управление».
Подобное суждение возможно
только при рассмотрении исполнительной
власти в трех аспектах: компетенционном,
функциональном и структурном. Так, например,
Д.Н.Бахрах пишет: «Исполнительную власть
можно трактовать в двух основных аспектах:
1) в юридическом, понимая под ней право
и возможность официальных руководителей
управлять кем-либо, подчинять своей воле
других людей, издавать властные акты;
2) в политологическом, когда данное понятие
охватывает комплекс политико-правовых
явлений и, прежде всего, публичную администрацию
(систему органов исполнительной власти),
компетенцию ее органов и служащих, ее
деятельность». Ю.М.Козлов считает, что
исполнительная власть, являясь ветвью
единой государственной власти, не может
отождествляться с видом государственной
деятельности, то есть с государственным
управлением, которое является лишь формой
ее практической реализации. По мнению
некоторых ученых, государственное управление
осуществляется всем государственным
аппаратом, всеми ветвями власти. Например,
В.Н.Дубовицкий полагает, что «государственно-управ-
судебной власти – управление юстицией является государственно-управ-ленческой деятельностью».
По общему признанию ученых-административистов государственное управление является государственно-властным. Это один из важнейших
признаков, отличающих его от других видов социального управления. Но не все полномочия являются властными. Под полномочиями понимается сово-купность прав и обязанностей органа исполнительной власти. Например, к властным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь относятся: регулирование деятельности всех отраслей экономики Республики Беларусь; установление мер государственного регулирования отдельных видов эконо-мической деятельности; право на создание, реорганизацию и ликвидацию республиканских юридических лиц; осуществление государственного регу-лирования внешнеторговой деятельности (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь»); утвер-ждение прожиточного минимума, бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу насе-ления; регулирование наиболее эффективных путей повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других социальных выплат (ст. 16 Закона).
Под властными полномочиями понимается такое право и обязанность, при реализации которых требуется, как правило, издание правового акта управления. Полномочиями не властного характера можно считать: выступ-ление от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности страны; организация управления государственной собствен-ностью; содействие интеграции экономики страны и экономики других госу-дарств и так далее. Реализация таких полномочий, как правило, не влечет издания правового акта управления.
Заключение
Из всего вышесказанного я сделала следующие выводы:
Библиографический список:
1. Старилов, Ю.Н. Курс общего административного права / Ю.Н.Старилов. – Т. 1. – М.: Норма, 2002. — 728 с.
2. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н.Бахрах, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2006. - 816с.
3. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н.Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 175 с.
4. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Изд-во БЕК. – 586 с.
5. Крамник, А. Исполнительная власть и государственное управление// Белорусский государственный университет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.law.bsu.by. – Дата доступа: 24.10.2012.
Информация о работе Сущность, компетенция и структура исполнительной власти