Сущность, компетенция и структура исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Исполнительная власть является отдельным видом государственной власти и занимает одно из ведущих мест в системе разделения властей. Госу-дарство немыслимо без исполнительной власти, так как оно не могло бы по-настоящему действовать, осуществлять свои задачи и функции. Между тем, в научной литературе не существует единого мнения о понятии исполнительной власти. Некоторые ученые отождествляют ее с органами государственного управления, осуществляющими этот вид власти.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Исполнительная власть……………………………………………………………3
Заключение…………………………………………………………………………...6
Библиографический список…………………………………………………............7

Работа содержит 1 файл

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ1.docx

— 29.88 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Исполнительная власть……………………………………………………………3

Заключение…………………………………………………………………………...6

Библиографический список…………………………………………………............7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исполнительная власть является отдельным видом государственной  власти и занимает одно из ведущих мест в системе разделения властей. Госу-дарство немыслимо без исполнительной власти, так как оно не могло бы по-настоящему действовать, осуществлять свои задачи и функции. Между тем, в научной литературе не существует единого мнения о понятии исполнительной власти. Некоторые ученые отождествляют ее с органами государственного управления, осуществляющими этот вид власти. Например, Ю.Н.Старилов пишет, что «исполнительная власть... призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность». Подобного мнения придерживается Д.Н.Бахрах. В частности, он подчеркивает, что в исполнительной власти «... сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводит исполнительные проблемы в организа-ционные... Она непосредственно организует оборону страны, охрану госу-дарственной и общественной безопасности, работу государственных пред-приятий и учреждений...».

В.Н.Дубовицкий обращает внимание на то, что исполнительная власть обладает совокупностью полномочий по управлению государственными делами . В конституциях различных государств подобный вопрос определяется иначе. Так, в Конституции Российской Федерации установлено, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Фе-дерации (ст. 110, п. 1), в Конституции США записано, что «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки» (ст. 2 , разд. 1 ), Конституция Японии гласит: «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом, состоящим из Премьер-министра, который возглавляет его, и других государственных министров» (гл. 5, ст. 65), согласно Конституции Канады «Королева облекается исполнительной властью... Королева продолжает осуществлять исполнительную власть и управление Канады и над Канадой...», а генерал- губернатор Канады состоит во главе исполнительной власти (III. Ис-полнительная власть. П. 9, 10).

Приведенное свидетельствует, что исполнительная власть – это  не государ-ственные органы, а нечто иное, увязывающееся с государственным управ-лением. Исполнительная власть осуществляется определенными органами, должностными лицами. Значит, не она осуществляет, а ее осуществляют.

  1. Исполнительная власть

Государственная и исполнительная власть – это в первую очередь право и возможность принуждать, повелевать, подчинять чужую волю. Такое право находит закрепление в компетенции, полномочиях государственных органов, должностных лиц, в том числе и органов исполнительной власти. По терминологии Конституции Республики Беларусь это органы государственного управления.

В статье 106 Конституции Республики Беларусь записано, что «испол-нительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управ-ления». А согласно ст. 107 Конституции органы государственного управления являются органами исполнительной власти. Термин «осуществляет» подчер-кивает, что органы государственного управления (исполнительной власти) в процессе своей деятельности воплощают в действительность исполнительную власть. Таким образом, «исполнительная власть реализуется в форме управ-ления» .

Исполнительная власть является абстрактной политико-правовой кате-горией, реально воплощаемой в полномочиях соответствующих органов госу-дарственного управления, реализуемых в процессе осуществления государ-ственного управления. Сказанное позволяет назвать основные признаки испол-нительной власти: исполнительная власть – это право и возможность принуж-дать, повелевать, подчинять чужую волю; исполнительная власть реализуется в форме государственного управления; исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных органов государственного управления.

Все эти три признака тесно  взаимосвязаны и образуют единое целое – понятие исполнительной власти. Право и возможность принуждать – ничто без соответствующих органов, имеющих такое право и возможность. Последние могут получить реальное воплощение только при осуществлении государствен-ного управления. Указанные признаки равноправны и в равной мере раскры-вают суть исполнительной власти.В системе государственных органов особое внимание следует сфокусировать на органах государственного управления (исполнительной власти), так как это дает более четкое представление о такой власти. Им предоставлено право и возможность осуществлять фактическое принуждение, то есть исполнительную власть в собственном смысле. Только они способны применять особые средства, приемы в целях обеспечения испол-нения законов. Все это находит конкретное выражение в полномочиях органов исполнительной власти. Органы государственного управления (исполнитель-ной власти) обеспечивают исполнение не только законов и своих актов, но и выполнение судебных и прокурорских решений в случае необходимости. Судебная и прокурорская власти не обладают подобными полномочиями. Поэтому можно сказать, что рассматриваемые органы выступают в роли обес-печителя, реально проводя в жизнь акты всех ветвей власти. Следовательно, с одной стороны, органы исполнительной власти служат другим ветвям власти, с другой – возвышаются над ними, занимают главенствующее положение, ибо обладают фактическими возможностями осуществлять насилие. Более того, в их системе находятся вооруженные силы, органы внутренних дел, государ-ственной безопасности, огромные финансовые средства. Несмотря на такие возможности, органы, осуществляющие исполнительную власть, подзаконны, вторичны.

Исполнительная власть придает  государственному управлению специ-фический государственно-властный характер. Именно в процессе государ-ственного управления проявляется основное предназначение исполнительной власти – исполнение законов. Поскольку их исполнение осуществляется и путем правосудия, прокурорского надзора, деятельности местных Советов депутатов, граждан, то это не является прерогативой, монополией органов исполнительной власти. Однако только органы исполнительной власти спе-циально уполномочены для проведения законов в жизнь, развивая, уточняя, детализируя и конкретизируя их. Иначе говоря, они обладают юрисдик-ционными возможностями подобно судебной власти.

Таким образом, исполнительная власть и государственное управление – явления взаимосвязанные и взаимозависимые. Исполнительная власть не может существовать без государственного управления, а государственное управление – без исполнительной власти, иначе оно потеряет свою сущность и основное предназначение. Отдельные ученые делают попытку сравнить исполнительную власть с государственным управлением и приходят к убеждению, что «испол-нительная власть» является более узким понятием по отношению к понятию «государственное управление».

Подобное суждение возможно только при рассмотрении исполнительной власти в трех аспектах: компетенционном, функциональном и структурном. Так, например, Д.Н.Бахрах пишет: «Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах: 1) в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты; 2) в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и, прежде всего, публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность». Ю.М.Козлов считает, что исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности, то есть с государственным управлением, которое является лишь формой ее практической реализации. По мнению некоторых ученых, государственное управление осуществляется всем государственным аппаратом, всеми ветвями власти. Например, В.Н.Дубовицкий полагает, что «государственно-управ-ленческая деятельность присуща в определенной степени и органам других ветвей власти. Так, для органов законодательной власти – внутриорганиза-ционная деятельность, например, формирование своих органов; для органов

судебной власти – управление юстицией является государственно-управ-ленческой деятельностью».

По общему признанию ученых-административистов государственное управление является государственно-властным. Это один из важнейших

признаков, отличающих его  от других видов социального управления. Но не все полномочия являются властными. Под полномочиями понимается сово-купность прав и обязанностей органа исполнительной власти. Например, к властным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь относятся: регулирование деятельности всех отраслей экономики Республики Беларусь; установление мер государственного регулирования отдельных видов эконо-мической деятельности; право на создание, реорганизацию и ликвидацию республиканских юридических лиц; осуществление государственного регу-лирования внешнеторговой деятельности (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь»); утвер-ждение прожиточного минимума, бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу насе-ления; регулирование наиболее эффективных путей повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других социальных выплат (ст. 16 Закона).

Под властными полномочиями понимается такое право и обязанность, при реализации которых требуется, как правило, издание правового акта управления. Полномочиями не властного характера можно считать: выступ-ление от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности страны; организация управления государственной собствен-ностью; содействие интеграции экономики страны и экономики других госу-дарств и так далее. Реализация таких полномочий, как правило, не влечет издания правового акта управления.

Заключение

Из всего вышесказанного я сделала следующие выводы:

  1. Исполнительная власть занимает одно из ведущих мест в системе разделения властей, но в то же время не существует единого мнения о понятии исполнительной власти.
  2. Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих полномочия по управлению государственными делами.
  3. Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами преимущественно административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Старилов, Ю.Н. Курс общего  административного права / Ю.Н.Старилов. – Т. 1. – М.: Норма, 2002. — 728 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное  право: учебник / Д.Н.Бахрах, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2006. - 816с.

3. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная  власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н.Дубовицкий. – Минск: Белорусская наука, 2006. – 175 с.

4. Конституции зарубежных  государств: учеб. пособие. – 2-е  изд., исправл. и доп. – М.: Изд-во  БЕК. – 586 с.

5. Крамник, А. Исполнительная власть и государственное управление// Белорусский государственный университет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.law.bsu.by. – Дата доступа: 24.10.2012.

 

 


Информация о работе Сущность, компетенция и структура исполнительной власти