Сущность и виды административного принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание сущности такого метода государственного управления, как административное принуждение. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: изучение различных точек зрения на проблему определения понятия административного принуждения; описание характерных особенностей административного принуждения; изучение законодательного регулирования административного принуждения; рассмотрение различных видов административного принуждения и их особенностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Административное принуждение, как метод государственного управления…..4
1.1 Понятие и сущность административного принуждения…………………4-7
1.2 Особенности административного принуждения………………………...7-10
1.3 Законодательное регулирование административного принуждения…10-14
2 Виды административного принуждения и их правовая характеристика…...15-16
2.1 Административно-предупредительные меры……………………….….16-19
2.2 Меры административного пресечения………………………………….19-24
2.3 Меры взыскания………………………………………………………….24-28
Заключение……………………………………………………………………….29-30
Список используемой литературы…………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать)


2

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровского государственного университета»

 

 

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ЮЗВ-09

Иванова И.А.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

 

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

 

 

 

 

 

                    Проверил: доцент

                    М.С. Оганисян

                           

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа                                                        Курсовая работа

допущена к защите                                          защищена с оценкой «____________»

_________________                                          ___________________

                                                                                   

«____»__________200  г.                            «____»___________200  г.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3

1 Административное принуждение, как метод государственного управления…..4

      1.1 Понятие и сущность административного принуждения…………………4-7

      1.2 Особенности административного принуждения………………………...7-10

      1.3 Законодательное регулирование административного принуждения…10-14

2 Виды административного принуждения и их правовая характеристика…...15-16

      2.1 Административно-предупредительные меры……………………….….16-19

      2.2 Меры административного пресечения………………………………….19-24

      2.3 Меры взыскания………………………………………………………….24-28

Заключение……………………………………………………………………….29-30

Список используемой литературы…………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена административному принуждению.  Это довольно обширная тема в Административном праве Российской Федерации.

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, во-первых, управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, во-вторых, административное принуждение является инструментом, применяемым в рамках правового государства и определяет качество государственной власти, в-третьих, административное принуждение дает государству возможность действенного регулирования в различных сферах общественной жизни в строгих рамках законности и профилактики административных правонарушений.

Целью данной работы является описание сущности такого метода государственного управления, как административное принуждение. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: изучение различных точек зрения на  проблему определения понятия административного принуждения; описание характерных особенностей административного принуждения; изучение законодательного регулирования административного принуждения; рассмотрение различных видов административного принуждения и их особенностей.

Курсовая работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка используемой литературы. В Главе 1 рассматривается понятие, сущность и особенности административного принуждения. В Главе 2 рассматриваются виды административного принуждения и их характерные особенности. В Заключении делаются основные выводы по работе.

Проблему данного исследования в своих трудах изучали:  Д.Н. Бахрах, В.Е Севрюгин, И.А. Галаган, В.Г. Розенфельд, И.И. Веремеенко, М.И. Пикотин, М.И. Еропкин, Л.Л. Попов и другие авторы, а также данная проблема излагается в законах и иных нормативных актах.

1 Административное принуждение, как метод государственного управления

 

1.1 Понятие и сущность административного принуждения

Принуждение можно понимать как отрицание воли подвласт­ного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку коман­да не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воз­действует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.

Юриста принуждение интересует прежде всего как средство ох­раны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юри­дическая наука изучает правовое принуждение, которое применя­ется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государ­ственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид при­нуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполни­тельной власти.

Следует различать меры административно-правового принуж­дения и принудительные меры, установленные нормами админис­тративного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная от­ветственность военнослужащих, определены властные полномо­чия общественных инспекторов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, кото­рыми, кроме того, регулируется общественно-правовое и частично — дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.

В юридической науке не существует единого взгляда на  проблему определения понятия административного принуждения.

Так Д.Н. Бахрах считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. … Всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.»[1]

«Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.»[2] Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Севрюгин В.Е. отмечает, что «административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний.»[3]

«Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку на носит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.»[4]

И.А. Галаган рассматривает административное принуждение значительно шире, включая в это понятие «психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий неподчинение известным запретам и ограничениям.» [5]

Наиболее полно и точно понятие административного принуждения раскрыл В.Г. Розенфельд, который под этим институтом понимает: «психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных  санкций к должному поведению (совершению предписанных действий) либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными лицами, представителями  общественных организаций мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями, личностного, организационного материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собственности, создания режима законности во всех сферах и государственной дисциплины восстановления нарушенных законных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан.» [6]

Среди всех видов государственного принуждения ведущая роль все же принадлежит административному принуждению. Административное принуждение осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства – органами государственного управления, должностными лицами, представителями общественных организаций, обладающими юрисдикционными полномочиями. Меры административного принуждения применяются только в процессе управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер осуществляется в строго определенных процессуальных формах.

 

1.2 Особенности административного принуждения

Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим свои особенности.

Административное принуждение является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.

Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно-правовым принуждением.

Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка). Однако правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам. [7]

Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранительного и др.), которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения; посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия работником милиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

Меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).

Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Информация о работе Сущность и виды административного принуждения