Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов (НПА)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Работа содержит общие положения темы и рассмотрение отдельных законов.

Работа содержит 1 файл

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов.docx

— 58.39 Кб (Скачать)

5. Законы  субъекта Российской Федерации,  правовые акты законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации,  правовые акты органов исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  и правовые акты их должностных  лиц, нарушающие права и свободы  человека и гражданина, права  общественных объединений и органов  местного самоуправления, могут  быть обжалованы в судебном  порядке.

3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

(фрагмент)

Статья 96. Право  на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы  нарушаются законом, примененным или  подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а  также иные органы и лица, указанные  в федеральном законе.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого  закона при разрешении конкретного  дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ

(фрагмент)

Глава 24. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью  или в части

Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных  правовых актов.

1. Гражданин,  организация, считающие, что принятым  и опубликованным в установленном  порядке нормативным правовым  актом органа государственной  власти, органа местного самоуправления  или должностного лица нарушаются  их права и свободы, гарантированные  Конституцией Российской Федерации,  законами и другими нормативными  правовыми актами, а также прокурор  в пределах своей компетенции  вправе обратиться в суд с  заявлением о признании этого  акта противоречащим закону полностью  или в части.

2. С заявлением  о признании нормативного правового  акта противоречащим закону полностью  или в части в суд вправе  обратиться Президент Российской  Федерации, Правительство Российской  Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации,  высшее должностное лицо субъекта  Российской Федерации, орган местного  самоуправления, глава муниципального  образования, считающие, что принятым  и опубликованным в установленном  порядке нормативным правовым  актом нарушена их компетенция.

3. Не подлежат  рассмотрению в суде в порядке,  предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных  правовых актов, проверка конституционности  которых отнесена к исключительной  компетенции Конституционного Суда  Российской Федерации.

4. Заявления  об оспаривании нормативных правовых  актов подаются по подсудности,  установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего  Кодекса. В районный суд подаются  заявления об оспаривании нормативных  правовых актов, не указанных  в статьях 26 и 27 настоящего  Кодекса. Заявление подается в  районный суд по месту нахождения  органа государственной власти, органа местного самоуправления  или должностного лица, принявших  нормативный правовой акт.

5. Заявление  об оспаривании нормативного  правового акта должно соответствовать  требованиям, предусмотренным статьей  131 настоящего Кодекса, и содержать  дополнительно данные о наименовании  органа государственной власти, органа местного самоуправления  или должностного лица, принявших  оспариваемый нормативный правовой  акт, о его наименовании и  дате принятия; указание, какие права  и свободы гражданина или неопределенного  круга лиц нарушаются этим  актом или его частью.

6. К заявлению  об оспаривании нормативного  правового акта приобщается копия  оспариваемого нормативного правового  акта или его части с указанием,  каким средством массовой информации  и когда опубликован этот акт.

Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных  правовых актов

1. Лица, обратившиеся  в суд с заявлениями об оспаривании  нормативных правовых актов, орган  государственной власти, орган местного  самоуправления или должностное  лицо, принявшие оспариваемые нормативные  правовые акты, извещаются о времени  и месте судебного заседания.

2. Заявление  об оспаривании нормативного  правового акта рассматривается  судом в течение месяца, а Верховным  Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со  дня его подачи с участием  лиц, обратившихся в суд с  заявлением, представителя органа  государственной власти, органа  местного самоуправления или  должностного лица, принявших оспариваемый  нормативный правовой акт, и  прокурора. В зависимости от  обстоятельств дела суд может  рассмотреть заявление в отсутствие  кого-либо из заинтересованных  лиц, извещенных о времени и  месте судебного заседания.

3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего  требования не влечет за собой  прекращение производства по  делу. Признание требования органом  государственной власти, органом  местного самоуправления или  должностным лицом, принявшими  оспариваемый нормативный правовой  акт, для суда необязательно.

Статья 253. Решение  суда по заявлению об оспаривании  нормативного правового акта

1. Суд, признав,  что оспариваемый нормативный  правовой акт не противоречит  федеральному закону или другому  нормативному правовому акту, имеющим  большую юридическую силу, принимает  решение об отказе в удовлетворении  соответствующего заявления.

2. Установив,  что оспариваемый нормативный  правовой акт или его часть  противоречит федеральному закону  либо другому нормативному правовому  акту, имеющим большую юридическую  силу, суд признает нормативный  правовой акт недействующим полностью  или в части со дня его  принятия или иного указанного  судом времени.

3. Решение  суда о признании нормативного  правового акта или его части  недействующими вступает в законную  силу по правилам, предусмотренным  статьей 209 настоящего Кодекса,  и влечет за собой утрату  силы этого нормативного правового  акта или его части, а также  других нормативных правовых  актов, основанных на признанном  недействующим нормативном правовом  акте или воспроизводящих его  содержание. Такое решение суда  или сообщение о решении после  вступления его в законную  силу публикуется в печатном  издании, в котором был официально  опубликован нормативный правовой  акт. В случае, если данное печатное  издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение  публикуется в другом печатном  издании, в котором публикуются  нормативные правовые акты соответствующего  органа государственной власти, органа местного самоуправления  или должностного лица.

4. Решение  суда о признании нормативного  правового акта недействующим  не может быть преодолено повторным  принятием такого же акта.

Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

1. Гражданин,  организация вправе оспорить  в суде решение, действие (бездействие)  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего,  если считают, что нарушены  их права и свободы. Гражданин,  организация вправе обратиться  непосредственно в суд или  в вышестоящий в порядке подчиненности  орган государственной власти, орган  местного самоуправления, к должностному  лицу, государственному или муниципальному  служащему.

2. Заявление  подается в суд по подсудности,  установленной статьями 24 - 27 настоящего  Кодекса. Заявление может быть  подано гражданином в суд по  месту его жительства или по  месту нахождения органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего,  решение, действие (бездействие)  которых оспариваются.

3. Заявление  военнослужащего, оспаривающего  решение, действие (бездействие)  органа военного управления или  командира (начальника) воинской  части, подается в военный суд.

4. Суд вправе  приостановить действие оспариваемого  решения до вступления в законную  силу решения суда.

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные  решения и действия (бездействие), в результате которых:

· нарушены права и свободы гражданина;

· созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

· на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд

1. Гражданин  вправе обратиться в суд с  заявлением в течение трех  месяцев со дня, когда ему  стало известно о нарушении  его прав и свобод.

2. Пропуск  трехмесячного срока обращения  в суд с заявлением не является  для суда основанием для отказа  в принятии заявления. Причины  пропуска срока выясняются в  предварительном судебном заседании  или судебном заседании и могут  являться основанием для отказа  в удовлетворении заявления.

Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего

1. Заявление  рассматривается судом в течение  десяти дней, а Верховным Судом  Российской Федерации - в течение  двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего,  решения, действия (бездействие)  которых оспариваются.

2. Неявка  в судебное заседание кого-либо  из указанных в части первой  настоящей статьи лиц, надлежащим  образом извещенных о времени  и месте судебного заседания,  не является препятствием к  рассмотрению заявления.

Статья 258. Решение  суда и его реализация

1. Суд, признав  заявление обоснованным, принимает  решение об обязанности соответствующего  органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного  или муниципального служащего  устранить в полном объеме  допущенное нарушение прав и  свобод гражданина или препятствие  к осуществлению гражданином  его прав и свобод.

2. Решение  суда направляется для устранения  допущенного нарушения закона  руководителю органа государственной  власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному  или муниципальному служащему,  решения, действия (бездействие)  которых были оспорены, либо в  вышестоящий в порядке подчиненности  орган, должностному лицу, государственному  или муниципальному служащему  в течение трех дней со дня  вступления решения суда в  законную силу.

Информация о работе Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов (НПА)