Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:14, контрольная работа
Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом.
Введение
1. Понятие и основные черты административной ответственности
2. Субъекты административной ответственности
Заключение
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
АМУРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ГОУВПО
"АмГУ")
Кафедра
Конституционного права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
на
тему: Субъекты административной ответственности
по
дисциплине Административное право
Благовещенск
2011
Содержание
Введение
1.
Понятие и основные черты
2.
Субъекты административной
Заключение
Библиографический
список
Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.
Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение имеет свой состав, который соответственно включает:
· объект;
· объективную сторону;
· субъект;
· субъективную строну.
Глава 1. Понятие и основные черты административной ответственности
Административная
ответственность - вид юридической
ответственности, которая выражается
в применении уполномоченным органом
или должностным лицом
В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.
В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:
·
административная ответственность
устанавливается федеральными законами
и законами субъектов РФ об административных
правонарушениях, следовательно, она
имеет собственную нормативно-
· основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба);
· субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Уголовной - физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;
· за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
· административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;
· административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;
·
применение административного наказания
не влечет судимости и увольнения
с работы. Лицо, к которому оно
применено, считается имеющим
·
меры административной ответственности
применяются в соответствии с
законодательством, регламентирующим
производство по делам об административных
правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством; дисциплинарные - в
соответствии с нормами, устанавливающими
порядок дисциплинарного
Следовательно,
административная ответственность
обладает рядом черт, отличающих ее
от других видов ответственности. Но
основная особенность административной
ответственности состоит в том,
что ее основанием, является административное
правонарушение, а мерами - административные
наказания.
Административное
правонарушение имеет свой состав,
который соответственно включает:
·
объект;
·
объективную сторону;
·
субъект;
·
субъективную строну.
Данные
элементы являются обязательными для
полного и законченного состава
правонарушения, что немаловажно
при рассмотрении компетентными
органами дел, вытекающих из административных
правонарушений.
субъект
административная ответственность
правонарушение
2.
Субъекты административной
Субъекты
административной ответственности
можно изобразить графически (рис.1).
Рисунок
1 - Схема субъектов
Общий
субъект административной ответственности
- физическое лицо, вменяемое, достигшее
16-летнего возраста (или юридическое
лицо), совершившее административное
правонарушение, за которое оно несет
административную ответственность.
Специальный
субъект административной ответственности
- физическое лицо, вменяемое, достигшее
установленного законом возраста и
совершившее административное правонарушение,
в состав которого включены какие-либо
специальные признаки субъекта, дополняющие
общие (при условии, если лицо несет
за совершение данного правонарушения
административную ответственность). Это
может быть также и юридическое лицо, совершившее
административное правонарушение, в состав
которого включены какие-либо специальные
признаки субъекта, дополняющие общие
(например, по организационно-правовой
форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса
РФ об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ), устанавливающей ответственность
за нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к организации питания населения
не где угодно, а только в специально оборудованных
местах - столовых, ресторанах, кафе, барах
и других местах).
Особый
субъект административной ответственности
- только физическое лицо, вменяемое, достигшее
установленного законом возраста и
совершившее административное правонарушение,
но в силу особенностей своего специального
административно-правового
С.В.
Матвеев определил понятие
Ответственность
особых субъектов. Статья 2.5 Кодекса
устанавливает ответственность
за административные правонарушения,
совершенные военнослужащими и
иными лицами, на которых распространяется
действие дисциплинарных уставов.
За
совершение административных правонарушений
названные особые субъекты несут
ответственность в соответствии
с дисциплинарными уставами. За нарушение
законодательства о выборах и референдумах,
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, правил дорожного
движения, требований пожарной безопасности
вне места службы, законодательства об
охране окружающей природной среды, таможенных
правил и правил режима Государственной
границы Российской Федерации, пограничного
режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации,
а также за административные правонарушения
в области налогов, сборов и финансов,
невыполнение законных требований прокурора,
следователя, лица, производящего дознание,
или должностного лица, осуществляющего
производство по делу об административном
правонарушении, лица, на которых распространяется
действие дисциплинарных уставов или
специальных положений о дисциплине, несут
ответственность на общих основаниях.
Однако к указанным лицам не могут быть
применены административные наказания
в виде административного ареста, а к военнослужащим,
проходящим военную службу по призыву
- также в виде административного штрафа.
Такая
особенность административной ответственности
указанных особых субъектов была
закреплена еще в Кодексе РСФСР
об административных правонарушениях
1984 г. Общее правило, согласно которому
отдельные категории
Необходимость
привлечения этих лиц к административной
ответственности за ряд правонарушений
на общих основаниях в ранее действовавшем
Кодексе обусловливалась
Информация о работе Субъекты административной ответственности