Структурно-функциональная модель обеспечения БДД

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

На современном этапе развития в условиях рынка, особое значение приобретает совершенствование управления, укрепление дисциплины и ответственности на производстве, всемирное развитие творческой инициативы и активности трудящихся. Эти требования в полной мере относятся и в организации работ на автомобильном транспорте для обеспечения безопасности дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

Структурно-функциональная модель обеспечения БДД.docx

— 27.08 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

                              Кафедра организации и безопасности дорожного движения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Структурно-функциональная модель обеспечения БДД». 
 
 
 
 
 

                                                             Проверил: преподаватель Смольяков С.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов 2010г.

Введение. 

    На  современном этапе развития в  условиях рынка, особое значение приобретает  совершенствование управления, укрепление дисциплины и ответственности на производстве, всемирное развитие творческой инициативы и активности трудящихся. Эти требования в полной мере относятся  и в организации работ на автомобильном  транспорте для обеспечения безопасности дорожного движения.

    Население, общественность, органы законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации озабочены современным  состоянием аварийности на автомобильном  транспорте, так как ежегодно на дорогах России погибает 35-37 тысяч  человек и более 180-200 тысяч человек  получают серьезные ранения.

    Основные  причины аварийности на автомобильном  транспорте являются следствием общей  политической, экономической и социальной ситуации в стране. Транспортный процесс, являясь составной частью жизнедеятельности общества, как бы отражает в себе его болезни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структурно-функциональная модель обеспечения  БДД.

    В последние годы распределение обязанностей по обеспечению дорожной безопасности в стране подверглось существенным изменениям. В настоящее время  продолжается процесс определения  конкретных функций и полномочий различных органов исполнительной власти, разрабатывается порядок  координации в этой сфере. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

    На  федеральном уровне управление обеспечением безопасности дорожного движения осуществляют, прежде всего, МВД России, Минтранс России, Минобрнауки России, МЧС  России, Минздравсоцразвития России, Минобороны России и другие федеральные  органы исполнительной власти. МВД  России поручено осуществление координации  в сфере безопасности дорожного  движения (октябрь 2004 г.)

    На  всём протяжении развития страны центральным  звеном в сфере обеспечения безопасности дорожного движения являлась Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России. Исторически подобное явление вполне объяснимо, если учесть, что значение, которое государство придавало правоохранительным органам, в частности МВД и его историческим предшественникам, а также той огромной роли, которую играли данные управленческие структуры в экономической, политической и идеологической жизни государства. Нельзя не учитывать и то первичное назначение ГИБДД (контроль за передвижением иностранцев), которое всегда подспудно считалось едва ли не одной из основных задач ГИБДД.

    Выполнение  же этой задачи предполагало развитие таких функций и таких прав (регулирование дорожного движения, организация дорожного движения, закрытие для проезда отдельных участников улиц и дорог, проверка водителей и технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия и т. д.), реализация которых обеспечивала бы внешне

цивилизованный  контроль за передвижением иностранцев. И как это часто бывает в практической работе, логика постоянного расширения полномочий ГИБДД привела к исполнению службой действительно возникающих потребностей в контроле и надзоре в интенсивно развивающемся дорожном движении по всем его составляющим – дорогам, автотранспортным средствам, водителям и пешеходам.

    В результате этого процесса ГИБДД  превратилась в полновластный орган надведомственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Наличие соответствующих контрольных и надзорных полномочий у ГИБДД неизбежно привело к ответственности ГИБДД за положение дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в стране. По существу сложилось парадоксальное положение, когда контрольно-надзорный орган стал отвечать не только за соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, но и за техническое состояние автотранспортного парка страны за состояние и качество дорог, пропаганду правил дорожного движения, а также за качество обслуживания автотранспортных средств и за многие другие вопросы.

    Департамент обеспечения безопасности дорожного  движения МВД России (сокр. Департамент  ОБДД, ДОБДД), ранее ГУ ГИБДД (Главное  Управление Государственной инспекции  безопасности дорожного движения) и  ГАИ (Государственная Автомобильная  Инспекция) — орган министерства внутренних дел, на который возложено  обеспечение безопасности дорожного  движения. Преобразование главного управления в департамент во многом связано  с реформами самого МВД РФ.

    На  региональном и местном уровнях, как правило, образованы государственные  инспекции безопасности дорожного  движения (ГИБДД), входящие в состав министерств, управлений внутренних дел  краев, республик, областей и ведомственно подчиненных ДОБДД.

    Госавтоинспекция  — это единственное ведомство, деятельность которого регламентируется Указом Президента РФ (№ 711 от 1998 года в ред от 03.07.2008).

    В ГИБДД чётко разделены:

    Дорожно-патрульная служба (строевые подразделения ГАИ  — полки, батальоны, роты, взводы ДПС)

    служба  дорожной инспекции и организации  движения (в территориальных управлениях, отделах и отделениях)

    служба  технического осмотра и регистрации (как правило, межрайонные отделы технического осмотра и регистрации  транспортных средств)

    регистрационно-экзаменационные  подразделения, ведающие выдачей удостоверений  на право управления транспортными  средствами.

    подразделения розыска автотранспорта (занимаются розыском автотранспорта)

    На  региональном уровне управления функции  обеспечения безопасности дорожного  движения выполняют структурные  подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (департаменты транспорта и связи, образования, здравоохранения; комитеты по земельным  ресурсам; органы внутренних дел и  другие). Практически во всех субъектах  Российской Федерации созданы и функционируют специальные совещательные органы – комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Действуют государственные учреждения и организации, реализующие функции по строительству и содержанию автомобильных дорог. В некоторых субъектах Российской Федерации созданы государственные учреждения, реализующие отдельные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в Республике Татарстан решением Правительства создано государственное учреждение «Безопасность дорожного движения», осуществляющее функции по контролю за использованием земель в пределах придорожных полос автодорог общего пользования, согласованию месторасположения и контролю за размещением и функционированием объектов дорожного сервиса, иных сооружений, подземных и наземных коммуникаций, средств наружной рекламы и другие функции.

    На  местном уровне задачи обеспечения  безопасности дорожного движения реализуют  функциональные подразделения органов  местного самоуправления (транспортные, образовательные, земельные комитеты администраций, комитеты по здравоохранению  и т.д.).

    Органы  исполнительной власти и местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями и не несут ответственности за состояние безопасности дорожного  движения. На федеральном уровне государственного управления в области обеспечения  безопасности дорожного движения законодательно не нашли своего отражения положения  по реализации принципов федеративного  устройства, предполагающих четкое и  всестороннее разграничение предметов  ведения между федеральным, региональным и местным уровнем управления. На региональном уровне в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации не имеют законодательного развития предметы совместного ведения  России и субъектов Российской Федерации, а также предметы исключительного  ведения субъектов Российской Федерации  в области обеспечения безопасности дорожного движения. На местном уровне в уставах муниципальных образований  полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, как правило, не отражены. С учетом отсутствия четкого  закрепления функций регионального  уровня управления это усугубляется законодательным запретом реализации органами местного управления полномочий, отнесенных к ведению субъектов  Российской Федерации, без передачи в установленном порядке соответствующих  полномочий органам местного самоуправления.

    Недостатки  государственного управления в области  обеспечения безопасности дорожного  движения во многом обусловлены отсутствием  федеральных целевых ориентиров состояния безопасности дорожного  движения на средне – (до 5 лет) и долгосрочную (до 10-15 лет) перспективу. Система государственного управления в области безопасности дорожного движения не структурирована  в целом по уровням управления (федеральный, региональный, местный), что предполагает закрепление на каждом из уровней функций, компетенции  и ответственности по конкретным направлениям деятельности в области  обеспечения безопасности дорожного  движения. Субъекты Российской Федерации, решая задачи обеспечения безопасности дорожного движения, в ряде случаев  принимают региональные законы (например, Кодекс безопасности дорожного движения в Республике Башкортостан, предусматривает  основы государственной региональной политики в области обеспечения  безопасности дорожного движения). Кроме того, в Республике Татарстан, Смоленской и Тамбовской областях, в Красноярском крае и других субъектах  Российской Федерации приняты и  реализуются региональные целевые  программы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, несмотря на наличие таких целевых программ, статистика свидетельствует о крайне низкой эффективности управления в  области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Ряд функций (например, планирование, учет, анализ, контрольно-надзорная деятельность) реализуются необоснованно большим  количеством органов разной ведомственной  принадлежности, независимость и  узкая специализация которых  порождают противоречия и несогласованность, что в конечном итоге снижает  эффективность их действий. Данная деятельность проводится на основе не функционального, а объектного подхода.

    Система государственного управления в области  обеспечения безопасности дорожного  движения своевременно не реагирует  на изменения внешней и внутренней среды, не обеспечена эффективными механизмами  стимулирования участников дорожного  движения к правомерному поведению. Отсутствуют органы управления, осуществляющие постоянный анализ экономических, финансовых, организационных, правовых аспектов функционирования системы дорожного движения, критерии оценки эффективности деятельности органов государственного управления, а также механизмы контроля со стороны вышестоящих органов  государственной власти и общественных институтов, что делает невозможным  установление основания и мер  ответственности органов государственного управления в области обеспечения  безопасности дорожного движения.

    Органам исполнительной власти субъектов Федерации  рекомендовано рассмотреть вопрос о состоянии и совершенствовании  работы по обеспечению безопасности дорожного движения, причинах и условиях совершения ДТП; разработать комплекс первоочередных мероприятий по предупреждению аварийности, предусмотрев при этом целевое финансирование мероприятий  направленных на: совершенствование  организации дорожного движения в городах и населенных пунктах  различного статуса, обновление парка  подвижного состава автотранспортных предприятий, осуществляющих массовые перевозки пассажиров; оснащение  подразделений Госавтоинспекции необходимыми техническими средствами; создание необходимого количества пунктов наркологического контроля для проведения медицинского освидетельствования на состояние  опьянения; создание в каждом субъекте Федерации условий для развития юношеских автошкол, иных автомотоклубов и секций, разработку и внедрение  в дошкольных и начальных классах  общеобразовательных учреждениях  игровой формы освоения правил дорожного  движения и др.

     Обязанности службы дорожной инспекции и организации  движения:

     1.Обеспечивать государственный контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

Информация о работе Структурно-функциональная модель обеспечения БДД