Статус кандидата в российском избирательном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:55, научная работа

Описание работы

Кандидат является основным участником избирательной кампании кандидата, избирательного объединения. Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[1] кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Работа содержит 1 файл

Статус кандидата в российском избирательном праве.docx

— 24.25 Кб (Скачать)

Избирательное законодательство устанавливает на время проведения выборов иммунитет  зарегистрированного кандидата  от уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также запрет на арест  зарегистрированного кандидата  без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче согласия на привлечение зарегистрированного  кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить  об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Необходимо закрепить в  законе обязанность прокурора информировать  комиссию в случае дачи им своего согласия на привлечение зарегистрированного  кандидата к административной ответственности.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает  особенности производства по уголовным  делам только в отношении кандидата  на должность Президента Российской Федерации. Решение о возбуждении  дела в отношении него принимает  Генеральный прокурор Российской Федерации. Для возбуждения уголовного дела в отношении любого другого кандидата  требуется согласие соответствующего прокурора. Следует отметить, что  законом не запрещается задерживать  кандидата, подвергать его обыску или  допросу, а также личному досмотру.

Что касается запрета на арест зарегистрированного  кандидата, то данная норма должна быть приведена в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством. Ранее действовавший  Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР  понимал под арестом заключение под стражу в качестве меры пресечения (пункт 16 статьи 34). Действующий Уголовно-процессуальный кодекс термин «арест» не употребляет  в отношении заключения под стражу, правда, предусматривает в качестве меры пресечения домашний арест. Поэтому  в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» должна быть закреплена норма, согласно которой  к зарегистрированному кандидату  не могут применяться меры пресечения в виде заключения под стражу и  домашнего ареста без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).

Согласно  избирательному законодательству зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут в судебном порядке административному  наказанию без согласия прокурора. Данная норма создает гарантии от необоснованного применения к кандидату  мер административной ответственности  в целях устранения его из предвыборной борьбы. Однако данная норма породила интересную ситуацию. Дело в том, что  согласно статье 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  дела о нарушениях законодательства о выборах рассматриваются в  судебном порядке. Таким образом, без  согласия прокурора на кандидата  в случае нарушения им избирательного законодательства не может быть наложен  административный штраф. Такое положение  дел не способствует обеспечению  правопорядка в избирательных правоотношениях. Необходимо дополнить пункт 4 статьи 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» положением следующего содержания: «Положения настоящего пункта не применяются при привлечении  зарегистрированного кандидата  к административной ответственности  за нарушения законодательства о  выборах».

Кандидат  утрачивает права и освобождается  от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, за исключением обязанности представить  итоговый финансовый отчет, с момента  официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии –  с даты выбытия.

В случае назначения повторного голосования  по двум или более кандидатам, получившим на выборах наибольшее число голосов  избирателей, остальные кандидаты  одновременно с утратой статуса  зарегистрированного кандидата  приобретают статус резервного кандидата. Специфика данного статуса заключается  в том, что приобрести статус кандидата  при повторном голосовании может  только гражданин, ранее уже участвовавший  в данных выборах в качестве кандидата. Именно такой гражданин обладает правом  быть восстановленным в  статусе кандидата в случае, если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл  по иным обстоятельствам до дня голосования, а также правом на его защиту. При этом нельзя вновь наделить гражданина, утратившего статус зарегистрированного  кандидата, правами и обязанностями, связанными с этим статусом, без  его согласия.

Статусом  избранного кандидата наделяется только кандидат, признанный избранным по результатам соответствующих выборов. Избранный кандидат обязан в срок не позднее 7 дней со дня официального опубликования общих результатов  выборов представить в соответствующую  избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его  от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления  об освобождении от указанных обязанностей.

[1] Российская газета. 2002. 15 июня, 2002. 28 сентября, 2003. 25 июня, 2003. 8 июля, 9 июля, 2004. 9 июня, 2004. 14 августа, 31 августа, 15 декабря.

 

[2] Лебедева Ю.Н. Граждане как  субъекты избирательного права  России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 Хабаровская государственная академия экономики и права. - Владивосток, 2003.- С.21.

[3] Избирательное право и избирательный  процесс в Российской Федерации:  Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. – М.: Издательство НОРМА, 2003.- С.189.

[4] Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г. № 26-П «По делу  о проверке конституционности  отдельных положений Федерального  закона от 21 июня 1995 года «О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст.5969.

[5] Постановление Конституционного  Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. №10-П «По делу о  проверке конституционности положений  пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов  8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ» в связи с запросами  Верховного Суда РФ и Тульского областного суда» // Российская газета. 2002. 18 июня.

[6] Shea, Daniel M. Campaign craft . The strategies, tactics, and art of political campaign management / Daniel M. Shea. Westport, London: Praeger, 1996, P.34.

[7] Далл Р. О преимуществах тех, кто уже занимает выборную должность при участии в выборах //Вестник ЦИК РФ. 1996.- № 8.- С.51.

[8] При решении вопроса относится  ли та или иная государственная  должность к категории «А»  необходимо обратиться к легальному  определению понятия «государственные  должности Российской Федерации  и государственные должности  субъектов Российской Федерации» (пункт 1 статьи 1 Федерального закона  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации»), а также к Реестру  государственных должностей в  Российской Федерации. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1996. № 52. Ст.5919; 1998. № 43. Ст. 5337. В субъектах Российской Федерации имеются свои реестры государственных должностей.

[9] СЗ РФ. 1998. № 22. Ст.2331.

[10] Поскольку согласно статье 2 Федерального  закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ  «О воинской обязанности и  военной службе» и статье 6 Федерального  закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ  «О системе государственной службы  Российской Федерации» военная  служба представляет собой вид  федеральной государственной службы, то военнослужащие-зарегистрированные кандидаты не только вправе, но и обязаны уйти в отпуск на время их участия в выборах.

[11] Постановление Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации  от 3 сентября 2003 г. № 23/162-4 «О Методических  рекомендациях о порядке реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва» // Российская газета. 2003. 12 сентября.

Материал  предоставлен автором

Информация обновлена:22.08.2005


Информация о работе Статус кандидата в российском избирательном праве