Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:49, курсовая работа
Цель исследования: комплексный анализ системы рекрутирования политической элиты Казахстана.
Задачи исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- рассмотрение концепций политической элиты, конкретизация термина «политическая элита»;
- изучение существующих систем рекрутирования элит;
1 Теоретические основы анализа политических элит в контексте проблем элитообразования
1.1 Возникновение понятия элита. Теории элит
1.2 Система рекрутирования элит
2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КАЗАХСТАНА
2.1 Этапы развития политической элиты Казахстана
2.2 Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сложный системный характер принятия политических и социально-экономических решений требовал особого внимания к кадровым и интеллектуальным ресурсам правящей элиты. Поэтому совершенствование системы образования стало для политической элиты Республики Казахстан важнейшим приоритетом. Казахстанская молодежь в рамках президентской программы «Болашак» обучается в тридцати странах дальнего и ближнего зарубежья и составляет серьезный кадровый резерв политической элиты [22, с. 389]. Таким образом, за постсоветские годы в Казахстане постепенно формируется новая правящая элита. Основной же характеристикой новой казахстанской элиты, по мнению целого ряда экспертов, является «ее высокая моральная и интеллектуальная гибкость при перманентных модернизациях, что позволяет стабильно развиваться государству и обществу — без ярких успехов, но и без явных провалов» [8, с. 325].
Кроме того, правящая элита Казахстана формирует качественно новые подходы к государственному управлению. Одной из важнейших составляющих деятельности политической элиты Казахстана является стратегическое планирование. Например, в Казахстане реализуется уникальная для постсоветского пространства стратегия развития страны — «Казахстан-2030», подготовленная экспертным коллективом Института национальной стратегии. Данная программа развития впервые была озвученная в Послании Президента страны народу Казахстана в 1997 году. Принятие этого документа стало отправной точкой в стремительном движении Казахстана к построению процветающего государства в течение последующих лет В рамках данной программы президент Казахстана Н. Назарбаев поставил перед страной цель — «войти в число 50 наиболее развитых стран с высокими стандартами жизни для граждан» [22, 383 ]. При решении задач данной программы упор делается не на топливно-энергетический сектор и высокие цены на экспортируемые энергоресурсы, а на опережающее развитие инфраструктуры, создание новых отраслей хозяйства, привлечение крупных инвестиций и масштабной модернизации экономики.
На сегодняшний день политические партии и избирательная система государства являются одним из основных источников рекрутирования политической элиты, однако казахстанский Закон о политических партиях практически никак не связан с Законом о выборах, а принятая за основу мажоритарная избирательная система существенно ограничивает возможности партий участвовать в предвыборной борьбе, и стало быть, принижает роль партий, как механизма рекрутирования элиты.
Согласно Закону, членом
политической партии в Казахстане может
быть любой достигший совершеннолети
Таким образом, цензы для вступления в партию сведены к минимуму, и каких-либо непреодолимых барьеров для вступления в партию нет. Однако сложнее обстоит дело с регистрацией партии, для чего она должна насчитывать в своих рядах не менее 3000 членов. В условиях политической апатии большинства населения Казахстана, усугубляющейся отсутствием в массовом сознании традиции отдавать предпочтение партийным программам, а не отдельным личностям, выполнение данного требования выглядит весьма проблематичным.
Следовательно, казахстанское законодательство о политических партиях явно не способствует превращению партий в значительный источник рекрутирования политической элиты. Таким образом, казахстанское законодательство больше тяготеет к системе гильдий, нежели к антрепренерской системе. Об этом говорят отдельные положения законов «О выборах» и «О Парламенте», усиливающие роль и влияние исполнительной власти, в силу того, что вся система выборов и даже подбор кандидатов в верхнюю палату Парламента находятся под контролем правящей элиты. Данное положение приводит к тому, что наиболее способные к политике и управлению индивиды вынуждены вступать в патронажно-клиентарные отношения для того, чтобы войти в ряды властвующей элиты.
Таким образом, зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательно отбора людей для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важные вопросы при этом: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность.
В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две таких системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используется их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора. Сегодня в Казахстане преобладают элементы системы гильдий. Основными способами формирования политической элиты Казахстана являются политические партии, государственный аппарат, экономические институты или сфера бизнеса и система образования. Однако существует и неформальный механизм рекрутирования элиты, основанный на таких социальных образованиях как «кланы», «команды», «клики», которые связаны отношениями личной зависимости, преданности.
Заключение
Современная политическая элита Казахстана сформировалась под воздействием советских и постсоветских факторов развития. Поэтому в результате она сочетает в себе стремление к модернизму и сохранение в своей среде традиционалистских убеждений.
Процесс становления казахстанской политической элиты шел при отсутствии таких классических каналов рекрутирования элиты, как политические партии.
В конечном итоге это привело к тому, что казахстанской правящей элите стал присущ определенный набор конкретных черт:
- Закрытость и огромная дистанцированность от населения;
- Элита функционирует в рамках строгой иерархии, где нередко понятие профессионализма оттесняется и заменяется понятиями личной преданности и кровного родства. В меньшей степени это характерно для бизнес-элиты;
- Правящая элита не является монолитной, наоборот, она пребывает в состоянии постоянных противоречий, вследствие чего внутри неё образуются разнообразные блоки на основе совпадающих интересов и текущей конъюнктуры;
- оОсновная борьба в среде элиты идет не за право распространить свои идеалы на государственное и общественное развитие, а за право распространить свое влияние на главу государства и остальные элитные группировки, и уже посредством этого на государственное и общественное развитие;
- Гарантом стабильности внутри политической элиты является лишь президент страны. Это говорит о том, что в Казахстане отсутствует эффективный механизм политической преемственности власти.
Основными способами рекрутирования элит на сегодняшний день в Казахстане являются государственный аппарат, экономические институты или сфера бизнеса, политические партии и система образования. Однако существует и неформальный механизм рекрутирования элиты, основанный на таких социальных образованиях как «кланы», «команды», «клики», которые связаны отношениями личной зависимости, преданности. Данный механизм означает продвижение в административную элиту либо финансово-промышленные группы на основе формальных и (чаще) неформальных связей, негласных правил поведения. Способы рекрутирования элит во многом зависят от личных предпочтений руководителя, т.е. основаны на патрон-клиентарных отношениях.
В целом за последнее десятилетие казахстанская элита изменилась и структурно, и сущностно. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Элита утратила большую часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к возрастанию роли экономических факторов для управления обществом, а также к необходимости искать союзников, идти на временные альянсы ради достижения конкретных целей. Вместо стабильного правящего класса с сильными вертикальными связями между его этажами возникло множество динамичных элитных групп с активными горизонтальными связями (в том числе неформальными). Несмотря на то, что каждая элитная группа имеет характерные черты олигархии, наличие межгрупповой конкуренции свидетельствует о демократизации общества.
Список использованной литературы
Информация о работе Способы рекрутирования в казахстанскую политическую элиту