Современная теория издержек производства и прибыли. Проблемы распределения прибыли в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:11, реферат

Описание работы

При переходе к рыночной системе экономических отношений в Украине предприятия получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической деятельности.
Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности.

Содержание

Введение.
І. Роль прибыли в условиях развития предпринимательства.
1) оценка уровня прибыльности;
2) функции прибыли;
3) рентабельность предприятия:
а) показатели рентабельности;
б) факторы роста рентабельности
ІІ. Состав валового дохода предприятия:
1) прибыль от реализации продукции;
2) прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
3) прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
III Издержки, их суть и значенние
1) Природа издержек.
2) Издержки и прибыль.
3) Постоянные издержки, переменные издержки и безвозвратные
издержки.
IV. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения в Украине:
1) балансовая прибыль;
2) прибыль, которая остается в распоряжении предприятия;
3) чистая прибыль.
4) Распределение прибыли на промышленных предприятиях
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя крутая курсовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

                                                  П

                           Р = ----------------------------   * 100 %,

                                          ОФ + НОС

    где Р - уровень рентабельности производства, %;

          П - сумма валовой прибыли, грн.;

          ОФ - среднегодовая стоимость основных  производственных фондов, грн;

        НОС - среднегодовая стоимость  нормируемых  оборотных средств  (материальных оборотных средств), грн.

    Например. Валовая прибыль нашего предприятия  - 270,6 млн.грн. Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов - 145,2 млн.грн., нормируемых оборотных  средств - 65,5 млн.грн.

    В данном случае рентабельность производства составит:

                                     270,6

                              -------------------- * 100 % = 128,4 %

                                145,2 + 65,5

    Такой высокий уровень рентабельности можно объяснить ростом объема производства продукции, а главным образом инфляционным ростом цен на реализуемую продукцию, что и обусловило получение больших сумм прибыли при относительно невысоких размерах основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

    Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

    Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

    Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

    Эти показатели рентабельности продукции  взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительный возможности увеличения прибыли.

    Рентабельность  продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

                           П                                                   П

                Р = -----------  * 100 %     и         Р = ------------     * 100 %,

                           Сп                                                                               Цп

    где Р - рентабельность продукции, %;

          П - валовая прибыль предприятия,  грн.;

          Сп - полная себестоимость реализованной продукции, грн.;

          Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах ( за минусом НДС и акцизов), грн. 

    На  примере нашего предприятия соотношение  уровней рентабельности выглядит следующим  образом. За истекший год реализовано  продукции, исчисленной по полной себестоимости, на 1280,6 млн.грн., а по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) - на 1676,6 млн.грн.

    Валовая прибыль предприятия - 386,5 млн.грн.

    В данном случае рентабельность продукции  по полной себестоимости составит:

                                       386,5 * 100 %

                                      ---------------------  =  30,1 %,

                                            1280,6

    а в действующих ценах :

                                        386,5 * 100 %

                                       --------------------  =  23 %.  

                                             1676,6

    Вполне  очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим  ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости ( кроме убыточных предприятий ). Сравнивая различные показатели рентабельности, можно сказать, что показатель рентабельности производства  ( 128,4 %) несопоставим с показателями рентабельности продукции (30,1 % и 23 %). Тем не менее факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
  • индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

    Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

    Снижение  себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности и рентабельности производства.

                                    

    ГЛАВА II

    Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой Валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

    Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов. Рост производительности труда.

    К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения  государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

    Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовой доход  предприятий.

    В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную  путем вычета из общей суммы выручки  от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

    Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных  сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

    В состав валового дохода входит также  прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

    Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

    В связи с тем, что подавляющую  часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия  получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено  главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

    Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

    Падение объема производства при нынешних экономических  условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости  принятия неотложных мер по обеспечению  роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

    Не  менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости  продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо  пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

    Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

    Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

    Отдельной составной частью валового дохода выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться  У предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

    Последним элементом валовой продукции  являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы ( расходы ):

    доходы  от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).

    Итак, анализ состава валового дохода предприятия показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

Информация о работе Современная теория издержек производства и прибыли. Проблемы распределения прибыли в Украине