Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:02, реферат
Архивы недостаточно собрать – не менее важно обеспечить сохранность документов. К сожалению, вся история развития архивной сферы в нашей стране насыщена безвозвратной гибелью документов. Причиной этого явились не только стихийные бедствия, но и очень часто безответственное, бездумное отношение к документам, в том числе и со стороны государства, выступавшего в качестве организатора «макулатурных кампаний». Среди граждан так же бытует мнение о «бесполезности бумаг», о «пыльном архиве» - (а ведь архив в идеале должен быть обеспылен) как о чем-то не нужном.
Микроклимат
зависит от климатических особенностей
района расположения здания и характеристик
здания. Для микроклимата помещений
типичны погодно-климатические
Благоприятный
микроклимат документов создается
при положительной температуре
и относительной влажности
1.
появляются оптимальные физико-
2.
наблюдается стабильность
3.
исключается возможность
4.
обеспечивается оптимальная
5.
резко снижается скорость
Оптимальный
температурно-влажностный
1.
бумажные документы:
2.
документы на пленочных
3.
документы на магнитных
Область
изменения относительной
Область
изменений относительной
Не должно быть резкого колебания температуры и влажности в помещениях, так как это разрушает носитель информации. Именно поэтому архивные документы, поступившие после длительной транспортировки, не сразу размещают в хранилище, а оставляют на некоторое время в специальном помещении для акклиматизации17.
Для
того чтобы определить соответствует
ли температура и влажность в
выбранном помещении
Климатический
контроль осуществляется по трем климатическим
параметрам: температуре, относительной
влажности и абсолютной влажности
воздуха. Для измерений используются
специальные контрольно-
В
кондиционируемых помещениях измерения
проводятся и фиксируются в специальном
журнале раз в неделю, в помещениях
с нерегулируемым климатом – два
раза в неделю, при нарушениях режима
хранения – эвакуация, затопление и
др. – ежедневно.
Самый верный способ установления в хранилище фиксированного оптимального температурно-влажностного режима – оборудование хранилища системами кондиционирования воздуха, то есть использование кондиционеров. В помещениях с нерегулируемым климатом должны осуществляться мероприятия по оптимизации температурно-влажностного режима хранения документов с применением технических средств увлажнения или осушения воздуха, рационального проветривания и отопления хранилищ.
Санитарно-гигиенический режим.
Санитарно-гигиенический режим подразумевает под собой комплекс требований направленных на поддержание чистоты, исключающей появление плесени, грибка, пыли и особенно насекомых и грызунов. Для этого в хранилище следует неукоснительно соблюдать следующие требования:
1.
Постоянная циркуляция воздуха,
2. Защита окон и вентиляционных отверстий сетками с диаметром ячеек не более 0,5 мм.
3. В хранилище нельзя находиться в верхней одежде, мокрой и грязной обуви.
4.
Недопустимо хранение и
5.
Систематически проводить
6.
Не реже одного раза в год
обрабатывать растворами
7.
Два раза в год документы
выборочно подвергать
Пыль может быть причиной физического и химического разрушения документов, а так же содержать споры грибов и яйца насекомых. Можно выделить две основные причины образования пыли в хранилище: внутреннюю (естественная эрозия стен, пола, бетонных перекрытий, упаковочных материалов) и внешнюю (проникновение пыли из вне). Соответственно этому для предотвращения ее появления следует применять различные средства защиты.
Для устранения внутренней причины образования пыли стены, потолок, перегородки и стеллажи необходимо покрывать особо прочным, огнеустойчивым, не распыляющимся с течением времени материалом. Не следует допускать в хранилищах сооружения балок, труб или других выступов, на которых осаждалась бы пыль.
Особое внимание следует уделяться покрытию пола в хранилищах. Он является основным источником пыли, возникающей при трении о его поверхность различных средств транспортировки документов и других предметов. Рекомендуется укладывать в хранилище ровные гладкие полы, так как гранулированные (дробленые, зернистые) покрытия способствуют большому истиранию при трении о них различных предметов и быстро покрываются пылью.
Для
общей уборки помещений хранилищ
и регулярного удаления пыли с
документов на стеллажах в большинстве
архивов чаще всего применяют
обычные типовые
Неплохо предохраняют документы от пыли папки, картонные коробки, ящики.
Кроме применения средств обеспылевания необходимо регулярно осуществлять контроль запыленности воздуха и самих документов. Запыленность воздуха в архивохранилищах документов на бумажной основе должна составлять не более 4-6 мг/м3, при этом пыль не должна содержать более 10% SiO220.
Охранный режим.
Охранный режим предполагает:
1. Организацию системы охраны, пропускного режима, охранной сигнализации всех помещений архива.
2.
Закрытие хранилища в рабочее
время на ключ, а в нерабочее
– опечатывание и
3.
Разрешение доступа в
4.
Наличие на наружных дверях
архива металлической
5.
Вынос документов из архива
только по специальным
Технические
меры защиты документов от хищений
логически увязываются с
1.
Средства наружного наблюдения:
электронные детекторы
2.
Средства внутреннего
3.
Средства внутреннего
В
последнее время появляются системы
охраны на микропроцессорах21.
Охранный
режим распространяется не только на
хранилище, но и на всё помещение
архива. Так же в архиве должны строго
соблюдаться меры противопожарной
безопасности. Во всех помещениях категорически
запрещается курение. Пожарная безопасность
в зданиях должна обеспечиваться
системой предотвращения пожара и системой
пожарной защиты по ГОСТ 12.1.004-76. Помещения
должны оборудоваться автоматической
пожарной сигнализацией и
Запрещается применение огня, электронагревательных
приборов, в системах пожаротушения
применяются относительно
4.Топографирование
и учет движения документов
Важную
роль при организации хранения играет
топографирование, то есть обозначение
мест хранения конкретных описей и дел.
Без топографирования поиск документов
в лучшем случае исполняется слишком долго,
а в худшем – в хранилище можно заблудиться.
Все помещения архива, а так же стеллажи,
полки нумеруются сверху вниз, слева направо.
В целях закрепления места хранения документов
в хранилищах создаются специальные справочники
– топографические указатели. Как правило,
указатель составляется в карточной форме.
Наиболее распространенный вид указателя
– постеллажный, то есть карточка составляется
на каждый стеллаж. Карточки систематизируются
по номерам стеллажей в пределах одного
помещения хранилища. На карточке указывается
название организации, № стеллажа и хранилища,
№ шкафа (секции стеллажа), № полки, №
фонда, описи, и номера дел, хранящиеся
на данной полке. При большом объеме фондов
составляются пофондовые топографические
указатели, где карточки систематизируются
по номерам фондов.