Система сдержек и противовесов в российской системе власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Принцип разделения властей исторически выработался в мировой практике как основополагающий для построения демократического государства. Суть данного принципа заключается в недопущении концентрации всей полноты власти в деятельности одного органа государственной власти, что, так или иначе, приводит к установлению диктаторского политического режима
Система сдержек и противовесов в Российской системе власти выражается в принципе разделения властей, закрепленном ст. 10 Конституции РФ - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа № 1.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1. «Система сдержек и противовесов в российской системе власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принцип разделения властей исторически выработался в мировой практике как основополагающий для построения демократического государства. Суть данного принципа заключается в недопущении концентрации всей полноты власти в деятельности одного органа государственной власти, что, так или иначе, приводит к установлению диктаторского политического режима.

Система сдержек и противовесов в Российской системе власти выражается в принципе разделения властей, закрепленном ст. 10 Конституции РФ  - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодополняет другие два органа и одновременно ограничивает их – такая система также называется системой сдержек и противовесов.

Согласно Конституции Российской Федерации данная система выглядит следующим образом:

Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат, имеет право принимать законы, иные нормативно-правовые акты, определяет пределы полномочий органов государственной власти, парламентскими способами влияет на исполнительную власть.

Правительство РФ организует исполнение законов, влияет на законотворческий процесс (право законодательной инициативы).

Судебная власть, представлена Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом РФ. Суды рассматривают возникающие споры между органами государственной власти. Конституционный Суд РФ занимает особое место в системе сдержек и противовесов, так как он может влиять на законодательную и исполнительную ветви власти путем проверки соответствия Конституции РФ принимаемых и исполняемых законов, а также путем толкования Конституции РФ.

Согласно Конституции формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, фактически он, являясь главой государства, координирует совместную деятельность всех трех ветвей власти, что позволяет функционировать всему механизму государственной власти.

« Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно ст.3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.»[1]

Далее будут рассмотрены конкретные способы влияния друг на друга трех ветвей органов государственной власти согласно Конституции РФ  (общее у всех представителей трех ветвей государственной власти - их неприкосновенность на период выполнения своих функций, поэтому в дальнейшем на этом внимание акцентироваться не будет):

 

1.      Президент РФ – Правительство РФ:

Согласно ч.1 ст. 83 Конституции Президент назначает главу Правительства РФ,  Председатель Правительства самостоятельно формирует Правительство, однако члены Правительства назначаются на должность лишь с согласия Президента (ч.2 ст.112 Конституции) – таким образом, максимально снижается риск формирования оппозиционного Президенту Правительства и соответственно, конфронтации между ними в дальнейшем. Эту же цель преследует ст. 116 Конституции, гласящая, что в случае избрания нового Президента Правительство слагает свои полномочия.

В свою очередь Председатель Правительства наделен полномочиями по определению основных направлений деятельности Правительства и организации его работы, однако данная «свобода действий» ограничивается тем, что Правительство обязано также выполнять указы, издаваемые Президентом РФ. Постановления Правительства также обязательны для исполнения всеми на всей территории Российской Федерации, однако, в случае их противоречия указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Также и акты Президента могут быть по запросу Правительства проверены Конституционным Судом на предмет их соответствия Конституции, в случае признания несоответствующими – они утрачивают силу – соответственно и в этом случае можно говорить о взаимном контроле со стороны Президента и Правительства.

В случае невозможности исполнения Главой государства своих функций, их временно исполняет Председатель Правительства, однако и в этом случае он не обладает всей полнотой президентской власти – он не имеет распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации - данная норма исключает возможность нелигитимного захвата власти путем изменения Конституции Председателем Правительства в случае временной нетрудоспособности Президента.

 

2.      Президент РФ – Государственная Дума РФ:

Государственная Дума принимает федеральные законы, Президент же подписывает их и в своей деятельности обязан руководствоваться ими, кроме того, указы и распоряжения Президента не должны им противоречить. Однако указы и распоряжения Президента, соответствующие действующему законодательству, обязательны для исполнения членами Государственной Думы, следовательно, здесь тоже прослеживается взаимоконтроль.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение на пост предложенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства.

Президент имеет право роспуска Государственной Думы в случае ее троекратного отказа утвердить кандидатуру Председателя Правительства и в случае постановки Президентом вопроса о доверии Правительству Государственной Думой, но не ранее 1 года с момента выборов  в ГД  (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Однако, в свою очередь Государственная Дума имеет полномочия на выдвижение  обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. В этом случае Президент не может принимать решение о роспуске Государственной Думы до решения данного вопроса.

 

3.      Президент РФ – Совет Федерации РФ:

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов.

Совет Федерации назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора по представлению Президента.

Совет Федерации наделен полномочиями по назначению выборов Президента и по отрешению его от должности, утверждает указы Президента по введению военного или чрезвычайного положения.

 

4.      Президент РФ – суды РФ:

Президент представляет кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и назначает судей других федеральных судов. Однако, после назначения судьи приобретают независимость, несменяемость и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону - данная норма призвана исключить возникновение «карманных» судебных органов. Эту же задачу выполняет норма запрещающая создание чрезвычайных судов.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом – таким образом, Президент не уполномочен единолично как-либо повлиять на порядок осуществление правосудия.

 

5.                  Президент РФ – иные органы государственной власти РФ, закрепленные в Конституции РФ:

В Конституции особо выделен такой орган государственной власти как Прокуратура РФ. Прокуроры в России назначаются Генеральным прокурором самостоятельно (за исключением Прокуроров субъектов РФ). Генеральный Прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, это исключает возможность назначения/отставки Генерального Прокурора только Президентом либо только Советом Федерации, что уравновешивает между собой не только систему «Президент – Генеральный Прокурор», но и  «Президент – Совет Федерации».

 

6.      Правительство РФ – Государственная Дума РФ:

Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы. Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об его исполнении; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству, Председатель Правительства может сам поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству, в случае отказа в доверии Президент принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы.

 

7.      Правительство РФ – Совет Федерации РФ:

В Конституции прямо не указаны механизмы взаимодействия Правительства – Совета Федерации, однако, учитывая тот факт, что Совет Федерации является частью Федерального Собрания, т.е. взаимодействует с Государственной Думой, которая в свою очередь имеет влияние на Правительство, следовательно здесь тоже можно говорить о косвенном влиянии Совета Федерации на деятельность Правительства.

 

8.      Правительство РФ – суды РФ:

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства Российской Федерации, споры о компетенции между федеральными органами государственной власти.

Судьи независимы, несменяемы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, что ограждает их от прямого вмешательства Правительства РФ.

 

9.   Правительство РФ – иные органы государственной власти РФ закрепленные в Конституции РФ:

Правительство РФ осуществляет полномочия, возложенные на него ст. 114  Конституции РФ, как то: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др., а соответственно Правительство наделено контролирующими функциями за органами государственной власти, которые призваны исполнять вышеуказанные функции.

 

10. Федеральное Собрание РФ – суды РФ:

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Но после назначения судьи становятся независимыми и несменяемыми.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, а Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации, таким образом, несмотря на независимость судей Совет Федерации все-таки имеет возможность повлиять на деятельность судов.

 

11.                  Федеральное Собрание РФ – иные органы государственной власти РФ, закрепленные в Конституции РФ:

 Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В полномочия Совета Федерации входит: назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;  назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Государственной Дума имеет право назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган[2].

Даже самые выдающиеся умы своего времени понимали, что ни одна система власти не может быть совершенной в силу несовершенности самого носителя власти – человека.

Однако, на данный момент система сдержек и противовесов единственно возможная система управления Обществом, для которого, в силу своего естественного развития уже неприемлемы такие формы управления как самодержавие, диктатура. В настоящее время большинство стран мира пришли к выводу, что настоящее правовое государство может быть только при разделении властей, а в случае отсутствия этого принципа, это государство в большинстве случаев не правовое, в котором нередки нарушения прав и свобод человека.

Информация о работе Система сдержек и противовесов в российской системе власти