Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:32, реферат
Целью дипломной работы является исследование системы органов местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и сущность органов местного самоуправления;
- исследовать функции органов местного самоуправления;
- рассмотреть компетенцию органов местного самоуправления;
- изучить ответственность органов местного самоуправления;
Введение
1 Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
1.3 Ответственность органов местного самоуправления
2 Структура системы органов местного самоуправления
2.1 Представительный орган местного самоуправления
2.2 Глава муниципального образования
2.3 Местная администрация
Список литературы
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 (ст. 35) расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.
Законодатель предусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом или отдельными депутатами, в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации, и вмешательство в данный процесс представительных органов муниципального образования не допускается. Депутаты представительного органа могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования. Осуществляя управленческую деятельность, представительный орган тесно взаимодействует с исполнительными и иными органами местного самоуправления
Таким образом, представительный орган является обязательным элементом в системе органов местного самоуправления. Данный орган в процессе взаимодействия с другими органами реализует принципы, заложенные в законодательстве, а именно, реализуется принцип сдержек и противовесов в системе органов местного самоуправления; представительный орган позволяет учитывать мнение населения. В общем и целом представительный орган напоминает представительные органы субъектов РФ и самой Российской Федерации. А именно, черты данного органа имеют сходство с функциями представительного органа РФ и субъекта РФ (избираемость, положение среди других органов власти своего уровня). С другой стороны, имеются существенные отличия, – предметы ведения представительного органа местного самоуправления существенно ограничены по сравнению с органами субъекта РФ и Российской Федерации.
2.2 Глава муниципального образования
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования (далее по тексту глава МО) - высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Федеральный закон от 2003 г закрепил пять положений, составляющих основу правового статуса главы МО, обязательных при определении и конкретизации его правового положения в уставе муниципального образования.
Первое положение: должность главы МО как выборная так и назначаемая.
Второе положение: в зависимости от способа выборов главы МО предусматриваются различия в характере его полномочий. Только избранный на муниципальных выборах глава МО может либо входить в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, являясь его представителем, либо возглавлять местную администрацию.
Третье положение: в случае избрания главы МО представительным органом из своего состава он безальтернативно занимает должность председателя представительного органа муниципального образования. Будучи председателем представительного органа глава МО обладает правом решающего голоса, которые может быть использовано, если в процессе принятия решения голоса депутатов при голосовании разделились поровну. В этом случае МО перевешивает равенство голосов в сторону позиции, им поддержанной.
Четвертое положение: глава МО не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Это ограничение не распространяется на небольшие поселения с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава МО независимо от способа его избирания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. Такая организационная модель местного самоуправления является альтернативной и может быть предусмотрена только в уставе муниципального образования. Предполагается, что в небольших муниципальных образованиях крупный муниципальный аппарат содержать нецелесообразно. Решение основных вопросов местного значения в основном лежит на местной администрации. Глава МО, возглавляя представительный и исполнительный органы местного самоуправления, может более эффективно координировать их деятельность по решению конкретных вопросов местного значения.
Пятое положение: в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района назначается на эту должность по контракту.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава МО обладает следующими исключительными полномочиями:
- представляет муниципальное
образование в отношениях с
органами местного
- подписывает и обнародует
в соответствии с уставом
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва
внеочередного заседания
Необходимо заметить, что этот перечень является закрытым, следовательно, не может быть расширен в законодательстве субъекта РФ или иных муниципальных правовых актах. При этом глава муниципального образования в зависимости от того, является он председателем представительного органа или возглавляет местную администрацию, наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно уставу муниципального
образования избранный
Глава МО подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Подотчетность, по сути, является одной из действующих форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Формы и механизмы контроля, а также порядок и сроки предоставления главой муниципального образования отчетов о своей деятельности определяется в уставе муниципального образования. Отчеты перед населением могут проводиться непосредственно на собраниях, конференциях, сходах граждан или через средства массовой информации.
Одним из существенных элементов
правового статуса главы МО, как
и любого другого выборного должностного
лица, является срок полномочий, а также
основания и порядок
В соответствии с Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131(ст 44) срок полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц также должны определяться в уставе муниципального образования. В то же время в Законе установлен конкретный перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Все основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования можно разделить на три вида.
в добровольном порядке – отставка по собственному желанию;
в связи с установлением определенного юридического факта – смерть; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; установление в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы МО; досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
в порядке наступления ответственности - отрешение от должности в порядке наступления ответственности перед государством; отзыв избирателями.
Основания и порядок прекращения полномочий главы муниципального образования должны конкретизироваться в уставе муниципального образования.
В уставах муниципальных образований основаниями для отставки называются причины личного характера, в частности болезней, препятствующая исполнению должностных полномочий, выезд на постоянное место жительства за пределы территории муниципального образования, замещение должности, несовместимой с занятием должности главы муниципального образования. Причиной для отставки могут быть и политические мотивы.
Процедура добровольного сложения полномочий (отставки по собственному желанию) главы муниципального образования подлежит закреплению в уставе муниципального образования.
Решение о досрочном прекращении полномочий в связи с установлением определенного юридического факта также должно приниматься представительным органом муниципального образования на основании актов уполномоченных органов, установивших соответствующий юридический факт.
Иногда приводят возражения против досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования по основаниям вступления в законную силу обвинительного приговора суда. В соответствии со ст.402 Уголовно-процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора.
Глава МО может быть отрешен от должности высшими должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131. (ст.74)
Глава МО может быть отозван по результатам голосования по отзыву, проводимого по инициативе населения муниципального образования. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Таким образом, глава муниципального образования является, значимой фигурой для организации местного самоуправления, являясь носителем власти на местном уровне, он занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом, кроме того, зачастую являясь жителем данного муниципального образования, представляет и защищает интересы жителей
2.3 Местная администрация
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131 (ст. 37) определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местная администрация является органом общей компетенции, осуществляющим функции управления по предметам ведения муниципальных образований. Компетенция местной администрации закрепляется в уставе муниципального образования. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования, но только по представлению главы местной администрации. Глава местной администрации разрабатывает структуру местной администрации и представляет ее на убеждение представительного органа муниципального образования.
Структуру местной администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами местной администрации. Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.
Органы местной администрации подразделяются на отраслевые (функциональные) и территориальные.
Отраслевые (функциональные)
органы местной администрации имеют
специальную компетенцию и
Отраслевые органы управляют отдельными отраслями муниципального хозяйства, руководят или координируют деятельность соответствующих отраслевых муниципальных предприятий или учреждений. Это, например, такие отдельные отрасли, как образование, здравоохранение, муниципальный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, общественное питание торговля и бытовое обслуживание населения, развитие массовой физической культуры и спорта, благоустройство и озеленение, охрана общественного порядка и других, отнесенных к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования. Как правило соответствующей отраслью управляет отдельный орган в структуре местной администрации.
Функциональные органы местной администрации создаются для выполнения общих управленческих функций, носящих межотраслевой или внеотраслевой характер: экономических, финансовых, бюджетных, по управлению объектами муниципальной собственности, в области строительства, землеустройства и т.д.