Система и виды административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить, что представляют собой понятие и цели административных наказаний, а также рассмотреть систему и виды данных наказаний.
Задачи, которые я поставила перед собой при изучении темы:
Что представляют собой понятие и цели административных наказаний.
Из каких элементов состоит система административных наказаний.
Какие существуют виды административных наказаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и цели административного наказания…………………………5
§ 1. Понятие административного наказания………………………………..5
§ 2. Цели административного наказания……………………………………8
Глава 2. Система и виды административных наказаний………………………...11
§ 1. Система административных наказаний……………………………….11
§ 2. Виды административных наказаний…………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы ………………………………………………………..............31

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и цели административного наказания…………………………5

     § 1. Понятие административного наказания………………………………..5

     § 2. Цели административного наказания……………………………………8

Глава 2. Система и виды административных наказаний………………………...11

     § 1. Система административных наказаний……………………………….11

     § 2. Виды административных наказаний…………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………………29

Список литературы ………………………………………………………..............31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Административная  ответственность – это вид  юридической ответственности, которая  выражается в применении компетентными  органами административного наказания  к лицу, совершившему административное правонарушение.

     При наличии состава административного правонарушения и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, наступает неотвратимость оценки содеянного субъектом административно-противоправного поведения со стороны государства в лице его полномочных органов (должностных лиц).

     Административные  наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего, своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

     Административное  наказание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей. Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административных наказаний с целью оптимизации практики их применения и совершенствования законодательства об административной ответственности.

     Цель  работы – определить, что представляют собой понятие и цели административных наказаний, а также рассмотреть  систему и виды данных наказаний.

      Задачи, которые я поставила перед  собой при изучении темы:

  1. Что представляют собой понятие и цели административных наказаний.
  2. Из каких элементов состоит система административных наказаний.
  3. Какие существуют виды административных наказаний.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и цели административного  наказания

§ 1. Понятие административного  наказания

     Административные  наказания – это разновидность  административного принуждения. От иных мер административного принуждения  они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2 - 3.11 КоАП и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.

     Административное наказание является одним из основополагающих институтов административного права и как определенная разновидность мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

     КоАП РФ формально не закрепляет понятие «административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1, можно выделить его характерные признаки, как меры:

     - юридической ответственности, выраженной в санкции нормы административного законодательства;

     - государственного принуждения;

     - предупреждения правонарушений и преступлений;

     - психолого-педагогического воздействия на сознание правонарушителей.1

     Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

     Очень важным является тот момент, что административными наказаниями могут считаться только те принудительные меры, которые названы в ст. 3.2 КоАП РФ. Такие меры административного принуждения, как временное лишение права пользования библиотечным фондом, отзыв лицензии и ряд иных не могут быть признаны административными наказаниями и применяться в порядке производства по делу об административном правонарушении.

     Административные наказания применяются за нарушение норм не только административного, но и конституционного, трудового, экологического, гражданского, семейного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.

     Административные наказания по смыслу ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ устанавливаются нормативными актами и применяются путем издания специальных индивидуальных актов. Юридическая наука различает два вида правовых актов с административными санкциями. Первые – нормативные правовые акты: законы, устанавливающие санкции за определенные административные правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст. 3.2. Иные федеральные законы, за исключением КоАП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливать каких-либо иных административных наказаний. Однако федеральный законодатель вправе расширить этот перечень, но только путем внесения соответствующих изменений в действующий КоАП РФ. Вторая группа актов с административными санкциями – правоприменительные акты. Это постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административных наказаний виновным в совершении правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

     Названные виды актов различаются не только содержанием, но и субъектами, которыми принимаются, а также другими признаками. Нормативные акты, устанавливающие административные наказания, принимаются только законодательными органами и только в форме законов. Акты применения санкций принимаются специально уполномоченными субъектами, перечень и подведомственность которых закреплены нормами гл. 23 КоАП РФ. Такие акты принимаются в форме постановлений. В случаях, когда акт издает судья, то это акт правосудия, если же акт принимается исполнительным органом государственной власти либо его должностным лицом, то такой акт является актом государственной администрации.2

     Административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы.

 

§ 2. Цели административного  наказания

     В статье 3.1 КоАП РФ содержаться нормы, раскрывающие цели административного наказания:

          - административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного  правонарушения и применяется  в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;

    - административное наказание не  может иметь своей целью унижение  человеческого достоинства физического  лица, совершившего административное  правонарушение, или причинение  ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Содержанием целей административных наказаний  является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения  граждан и юридических лиц. С  помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).

    Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю  назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

    Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

     Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

    Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

    Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

    Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями.

    Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

    Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).3

    Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

    Административные  наказания в первую очередь носят  наказательный характер, т.е. они  содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

    Кроме того, административным наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть этих санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

    Таким образом, административные наказания осуществляют цели общей и частной превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система и виды административных наказаний