Система федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:53, реферат

Описание работы

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
Понятие органов исполнительной власти……………………………...4
Система и функции федеральных органов исполнительной власти…7
Структура и виды федеральных органов исполнительной власти…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

Работа содержит 1 файл

АдминистрПраво.docx

— 148.11 Кб (Скачать)

     Согласно  толкованию, данному Конституционным  Судом РФ, в систему федеральных  органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из его  председателя, заместителей председателя и федеральных министров, а также  министерства и другие федеральные  органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации” и иных федеральных законов. Она выглядит следующим образом: 
I. Правительство Российской Федерации.

     1. Председатель Правительства РФ.

     2. Первые заместители Председателя  Правительства РФ.

     3. Заместители Председателя Правительства  РФ.

     4. Министры РФ.

      
П. Федеральные органы исполнительной власти.

     1. Федеральные министерства.

     2. Государственные комитеты РФ.

     3. Федеральные комиссии России.

     4. Федеральные службы России.

     5. Российские агентства.

     6. Федеральные надзоры России.

     7. Иные. 

     Административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти состоит из трех блоков:      

       ♦ целевой – включает нормы  о целях, функциях, задачах и  принципах деятельности;      

       ♦ организационно-структурный –  правовые предписания, регламентирующие  порядок образования, реорганизации  и ликвидации; структуру; линейную  и функциональную подчиненность;       

       ♦ компетенционный – совокупность  властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).    

       Ядром административно-правового  статуса  федерального органа исполнительной власти является компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для выполнения своих задач. Компетенция представляет собой нормативно определенный объем прав и обязанностей в отношении установленного предмета ведения. Её надо отличать от функций и задач: через функции определяются основные направления деятельности органа по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию определяются пределы властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций. Различие компетенции между органами исполнительной власти происходит по объему прав и обязанностей.

     Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.    

       Функции ориентирования системы:     

       • анализ (обработка и осмысление  информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);    

       • прогнозирование (предвидение  изменений в развитии событий  или процессов на основе имеющейся  информации);    

       • планирование (определение направлений,  целей, задач и возможных результатов  управленческой деятельности);    

       • правовое регулирование (установление  правового режима какой-либо деятельности  и функционирования соответствующих  структур);    

       • методическое руководство.  

       Функции обеспечения системы:     

       ♦ материально-техническое обеспечение;      

       ♦ финансовое обеспечение;     

       ♦ кадровое обеспечение;     

       ♦ информационное обеспечение.  

       Функции оперативного управления  системой:     

     = организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);      

      = общее руководство и оперативное распорядительство;      

      = предварительная и текущая координация действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;     

      = контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям установленного порядка);    

      = учет (систематический сбор сведений);     

      = оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

Структура и виды федеральных органов исполнительной власти.

 

     Федеральные органы исполнительной власти, являясь  составными элементами системы государственных  органов, в свою очередь также  образуют определенную систему, имеющую  собственную структуру.

     Структура федеральных органов исполнительной власти включает конкретные органы, входящие в систему федеральной исполнительной власти и обеспечивающие реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура  федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем  Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и  утверждается указом Президента РФ.

     Организационная структура федеральных органов  исполнительной власти представляет собой  центральный аппарат и территориальные  подразделения. Ведущую роль в системе  органов исполнительной власти выполняет  Правительство РФ.

     Указом  Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 "Структура федеральных органов исполнительной власти” были определены виды федеральных органов исполнительной власти: министерства РФ (федеральные министерства), государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти.

     Федеральный  орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

     Правительство РФ - высший коллегиальный орган  федеральной исполнительной власти страны. Как совокупный орган оно  представляет исполнительную власть Российской Федерации во всем ее объеме и вбирает  в себя (консолидирует) все федеральные  органы исполнительной власти, осуществляет исполнительные и распорядительные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и федеральными законами, руководствуется указами и распоряжениями Президента РФ.

     В соответствии с конституционными и  другими актами на Правительство  РФ возлагаются задачи общего руководства  экономикой и социально-культурным строительством страны, разработки и  исполнения государственного бюджета, обеспечения защиты интересов, прав и свобод граждан, обороны и безопасности государства, охраны собственности  и общественного порядка, управления государственной собственностью и  отраслями народнохозяйственного  комплекса, содействия развитию предпринимательства  и др. Содержание статуса Правительства  РФ, осуществляющего деятельность по управлению разнообразными государственными делами, раскрывается в Федеральном  конституционном законе "О Правительстве  Российской Федерации” от 17 декабря  1997 г.

     Деятельность  Правительства РФ обеспечивает аппарат, состоящий из структурных подразделений, должности в которых замещаются профессиональным корпусом квалифицированных  специалистов. Структура Аппарата Правительства  РФ утверждается распоряжением Правительства  РФ.

     Министерство  Российской Федерации - федеральный  орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в определенной отрасли  или сфере деятельности, а также  координирующий в случаях, установленных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, деятельность в этой отрасли (сфере) иных федеральных органов исполнительной власти. Возглавляющий его министр  Российской Федерации (федеральный  министр) входит в состав Правительства  РФ.

     Государственный комитет Российской Федерации, Федеральная  комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую  координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Их возглавляют соответственно председатель государственного комитета и председатель федеральной комиссии.

     Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах деятельности. Должности руководителей  именуются соответственно: директор федеральной службы, генеральный  директор российского агентства, начальник  федерального надзора.

     В соответствии с указами Президента РФ в структуре федеральных органов  исполнительной власти могут учреждаться  и другие виды органов. Так, его Указом № 1142 от 22 сентября 1998 г. к иным федеральным органам исполнительной власти были отнесены Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Комитет по конвенциональным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ (который утратил этот статус в соответствии с Указом № 651 от 25 мая 1999 г.). Эти же органы, кроме последнего, вошли в структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ №867 от 17 мая 2000 г.

     Федеральные  органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д. Это дает возможность группировать их по различным основания.

     В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:

     = органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

     = органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление (Агентство по атомной энергетике, ФСБ);

     = органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерство путей и сообщений, Минавиапром и т.п.);

     = органы внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

     = органы межотраслевой (функциональной) компетенции  - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (пр. Министерство промышленности, науки и технологий);

     = органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).

     Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:  
    1. правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, субъектов Федерации, Москвы, Санкт-Петербурга); 
    2. комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т. д. (на различных уровнях).

     По  порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

     единоначальные - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

     коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). Образуются коллегии в составе руководителя органа, его заместителей и руководящих работников ведущих структурных подразделений. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам. 

Информация о работе Система федеральных органов исполнительной власти