Система административного права

Автор: r******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Цель написания реферата- это раскрыть понятие системы административного права
Задачи:
1. Дать понятие административного права.
2. Указать источники административного права
3. Проанализировать систему административного права

Содержание

Введение 2
Глава 1. Административное право как отрасль права 2
1.1. Понятие административного права 2
1.2. Предмет административного права 2
1.3. Источники административного права 2
Глава 2. Система административного права 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

система административного права.docx

— 99.79 Кб (Скачать)

    Во  многих случаях административное право  не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора.

    Следствием  данной особенности существующей правовой системы  являются “ проникновение” административного права в сферу  регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного  явления - практическое наличие управленческих по своей природе отношений в  сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли  права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно - правовых по своей сути норм.

    Административное  право закрепляет организационные  формы  активного участия общественных организаций в управлении государственными и общественными делами,  в  работе аппарата управления, в контроле за его деятельностью оформляет их правовой статус в этой сфере общественных отношений. Существенная роль норм административного права в регулировании положения личности в сфере государственного управления, в обеспечении реализации и конституционных прав и свобод и выполнении ими конституционных обязанностей перед обществом, в охране административно - правовыми средствами законных интересов и прав человека, в обеспечении его участия в управлении государством. 

 

    

    Глава 2. Система административного  права

 

    Административное  право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права  и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный  нормативный массив, позволяющий  регулировать разные стороны государственной  и общественной жизни. Адми­нистративное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение трех отраслей права в треугольник «конституционное право - административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права.

         Во-вторых, административное право  служит своего рода «материнской  отраслью» прежде всего для  отраслей публичного права, «пропитывая»  и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект.

         Все это предъявляет повышенные  требования к построению системы  административного права. Приходится  руководствоваться при этом достижением  таких целей (цели административного права):

  • обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
  • эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;
  • гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;
  • защита граждан и общества от административного произвола.

    Достижение  указанных целей способствует в  конечном итоге эффективному административно-правовому  воздействию на общественные процессы и стабильности государственных  институтов. Общественная практика и  здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.8

         Требованием к системе административного  права является необходимость  ее строгой внутренней упорядоченности  и согласованности. Системная  целостность отрасли придает ей устойчивость.

         Система административного права  состоит из отдельных админист­ративных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимо­связанных между собой.

          Системность права характеризует  его как согласованное единство  норм, институтов, отраслей, охватывающих  регулирующим воздействием разнообразные  стороны жизни общества и отношения людей.

         Правовые  нормы по своему содержанию  и сфере действия группируются  по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.

    Система права это внутренняя организация  права, выраженная в единстве и согласованности  юридических норм, которые сосредоточены  в относительно самостоятельных комплексах.

         Отрасль - главное подразделение  системы права, совокупность юридических  норм, регулирующих значительный  круг однородных общественных  отношений и объединенных общим предметом и методом.

         Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

         Институт  права - обособленный  комплекс юридических норм, которые  являются специфическим элементом  отрасли права и регулируют  незначительный круг однородных общественных отношений.9

         Систему административного права  принято делить на две части:  общая и особенная. Общая включает  в себя нормы, охватывающие  управление в целом, а особенная  часть состоит из норм, действующих  в пределах от­дельных сфер  деятельности исполнительной власти.

         Общая часть включает в себя институты:

  • устанавливающие административно-правовой статус граждан (инди­видуальных субъектов права) и негосударственных организаций;
  • регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
  • обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
  • регламентирующие принуждение по административному праву.

         Особенная часть включает институты, регулирующие:

  • обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;
  • организационно-хозяйственную деятельность;
  • социально-культурную деятельность;
  • деятельность государственной администрации по организации и осу­ществлению политических, экономических и иных внешних связей.

         Традиционное построение системы  административного права сохраняется  во всех опубликованных учебниках,  книгах и статьях по административному  праву. Устойчивость общей части  административного права можно  объяснить преемственностью его  основных элементов и средств воздействия. 10

         Необходимо различать систему  административного права и систему  административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам  построения, по структурно-нормативным  подразделениям. Система законодательства  представляет структурно упорядоченный  массив действующих административно-правовых  актов. Система административного  права, являясь отражением науки  административного права, служит  концептуально-нормативной ориентацией  для системы законодательства.

         Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

         К подотраслям административного законодательства можно отнести:

         а) «Органы исполнительной власти»  с выделением институтов «Федеральные  органы исполнительной власти (общие  вопросы)», «Федеральные министерства»,  «Иные федеральные органы государственной  власти», «Органы исполнительной  власти субъектов РФ (общие вопросы)»,  «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;

        б) «Государственная служба (общие  вопросы)» с выделением институтов  «Государственная служба в федеральных  государственных   органах»,   «Государственная  служба   в   государственных органах субъектов  РФ»,  «Государственная служба  в государственных учреждениях и предприятиях»;

         в) «Административно-правовые режимы»  с институтами «Чрезвычайное  положение», «Военное положение», «Таможенный  режим», «Функциональные режимы»;

         г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная   регистрация»,   «Лицензирование»,   «Стандартизация» и т.п.

         д) «Государственное  управление  в  сферах  государственной  жизни» с институтами «Разграничение  функций между органами РФ  и органами ее субъектов», «Компетенция  органов исполнительной власти»,  «Принятие решений» и т.п. Институты  данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

         е) «Контрольно-надзорная деятельность»  с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

         Целый ряд институтов административного  права и законодательства может  подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

         В рамках административного права  выделяемое админитративно-процессуальное законодательство также делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты. Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Система российского административного  права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной  основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные  государственные институты еще  не обладают необходимой стабильностью  и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

    В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время  правотворчества в сфере административного  законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво  и медленно. Оно сдерживается "внешними" факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

    Однако  есть основания надеяться, что комплексное  развитие всех сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способы приблизить эту отрасль  российского права к общепринятым международным нормам, способным  эффективно работать в российских условиях.

    Административное  право - очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации  в России велика. От его состояния  в немалой степени зависят  построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его  функционирования, возможность реализации гражданами многих прав. 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Кодекс  Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.09.2011).Эксмо, М., 2011
  2. Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 2001.
  3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации. Ч. 1. М., 2005.
  4. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 2007 г.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2007.
  6. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 2003.
  7. Тихомиров  Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М.: Изд. Тихомирова  М. Ю., 2005. С. 103
  8. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция, 2005
  9. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2006
  10. Бельский К.С. Феноменология административного  права. - Смоленск, 2002.
  11. Четвериков  B. C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  12. Старилов  Ю. Н. Административное право. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 2004
  13. Ромашов  Р. А. К вопросу о предмете и источниках административного права России // Административное право и процесс. 2006. № 3.
  14. Лазарев  В. В. Основы права. М.: Новый юрист, 2003.
  15. Ивакин  В. И. Предмет науки административного права //Автореф. М.,2006

Информация о работе Система административного права