Во
многих случаях административное право
не только защищает общественные отношения,
но и может выступать в роли
их регулятора.
Следствием
данной особенности существующей правовой
системы являются “ проникновение”
административного права в сферу
регулятивного функционирования иных
правовых отраслей. В основе подобного
явления - практическое наличие управленческих
по своей природе отношений в
сферах, относящихся в соответствии
с предметом той или иной отрасли
права к ее регулятивному воздействию.
Поэтому даже в гражданском законодательстве
имеется пусть небольшое, но определенное
число административно - правовых по
своей сути норм.
Административное
право закрепляет организационные
формы активного участия общественных
организаций в управлении государственными
и общественными делами, в
работе аппарата управления, в контроле
за его деятельностью оформляет их правовой
статус в этой сфере общественных отношений.
Существенная роль норм административного
права в регулировании положения личности
в сфере государственного управления,
в обеспечении реализации и конституционных
прав и свобод и выполнении ими конституционных
обязанностей перед обществом, в охране
административно - правовыми средствами
законных интересов и прав человека, в
обеспечении его участия в управлении
государством.
Глава
2. Система административного
права
Административное
право является одной из наиболее
развитых и мощных отраслей права
и законодательства. Оно охватывает
обширный и очень разнообразный
нормативный массив, позволяющий
регулировать разные стороны государственной
и общественной жизни. Административное
право играет в правовой системе системообразующую
роль и является фундаментальная базовая
отрасль права. Во-первых, оно представляет
и выражает один из двух главных методов
правового регулирования, а именно императивный,
повелительный. Другой базовый метод -
диспозитивный - олицетворяется нормами
гражданского права. Своеобразное объединение
трех отраслей права в треугольник «конституционное
право - административное право - гражданское
право» формирует фундамент всей системы
права.
Во-вторых, административное право
служит своего рода «материнской
отраслью» прежде всего для
отраслей публичного права, «пропитывая»
и поддерживая их своими подотраслями,
институтами и нормами. Например, финансовое
право со своими подотраслями бюджетного
и налогового права впитывает нормы административного
права о компетенции соответствующих
органов исполнительной власти, об их
взаимоотношениях с физическими и юридическими
лицами, административно-правовых санкциях
и др. Отрасли социального права, в частности
экологическое право, насыщаются нормами
административного права применительно
к той сфере регулирования, где именно
императивность дает наибольший эффект.
Все это предъявляет повышенные
требования к построению системы
административного права. Приходится
руководствоваться при этом достижением
таких целей (цели административного
права):
- обеспечение
устойчивой системы органов исполнительной
власти и создание условий для эффективной
деятельности исполнительной власти;
- эффективного
регулирования общественных отношений
с помощью функциональных режимов;
- гарантирование
реализации прав и свобод граждан при
одновременной охране публичных интересов
и общественного порядка;
- защита граждан
и общества от административного произвола.
Достижение
указанных целей способствует в
конечном итоге эффективному административно-правовому
воздействию на общественные процессы
и стабильности государственных
институтов. Общественная практика и
здесь служит критерием социальной
эффективности отрасли права.8
Требованием к системе административного
права является необходимость
ее строгой внутренней упорядоченности
и согласованности. Системная
целостность отрасли придает ей
устойчивость.
Система административного права
состоит из отдельных административных
норм права, институтов и подотраслей
права, тесно взаимосвязанных между собой.
Системность права характеризует
его как согласованное единство
норм, институтов, отраслей, охватывающих
регулирующим воздействием разнообразные
стороны жизни общества и отношения
людей.
Правовые нормы по своему содержанию
и сфере действия группируются
по отраслям и институтам права,
образуя целостную систему.
Система
права это внутренняя организация
права, выраженная в единстве и согласованности
юридических норм, которые сосредоточены
в относительно самостоятельных комплексах.
Отрасль - главное подразделение
системы права, совокупность юридических
норм, регулирующих значительный
круг однородных общественных
отношений и объединенных общим
предметом и методом.
Подотрасль - упорядоченная совокупность
родственных институтов одной и той же
отрасли права.
Институт права - обособленный
комплекс юридических норм, которые
являются специфическим элементом
отрасли права и регулируют
незначительный круг однородных
общественных отношений.9
Систему административного права
принято делить на две части:
общая и особенная. Общая включает
в себя нормы, охватывающие
управление в целом, а особенная
часть состоит из норм, действующих
в пределах отдельных сфер
деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
- устанавливающие
административно-правовой статус граждан
(индивидуальных субъектов права) и негосударственных
организаций;
- регулирующие
основы организации и деятельности исполнительной
власти (аппарата государственного управления);
- обеспечивающие
законность деятельности исполнительной
власти;
- регламентирующие
принуждение по административному праву.
Особенная часть включает институты,
регулирующие:
- обеспечение
безопасности граждан, общества, государства,
а также административно-политическую
деятельность;
- организационно-хозяйственную
деятельность;
- социально-культурную
деятельность;
- деятельность
государственной администрации по организации
и осуществлению политических, экономических
и иных внешних связей.
Традиционное построение системы
административного права сохраняется
во всех опубликованных учебниках,
книгах и статьях по административному
праву. Устойчивость общей части
административного права можно
объяснить преемственностью его
основных элементов и средств воздействия.
10
Необходимо различать систему
административного права и систему
административно-процессуального законодательства.
В основном они совпадают -
по целевой ориентации, по принципам
построения, по структурно-нормативным
подразделениям. Система законодательства
представляет структурно упорядоченный
массив действующих административно-правовых
актов. Система административного
права, являясь отражением науки
административного права, служит
концептуально-нормативной ориентацией
для системы законодательства.
Отрасль административного права можно
разделить на следующие подотрасли: а)
нормативно-структурная (предмет административного
права, сферы регулирования, принципы,
нормы); б) органы исполнительной власти;
в) государственная служба; г) административно-правовые
режимы; д) административный процесс, законность
в управлении; е) организация государственного
управления в сферах и отраслях.
К подотраслям административного законодательства
можно отнести:
а) «Органы исполнительной власти»
с выделением институтов «Федеральные
органы исполнительной власти (общие
вопросы)», «Федеральные министерства»,
«Иные федеральные органы государственной
власти», «Органы исполнительной
власти субъектов РФ (общие вопросы)»,
«Виды исполнительных органов субъектов
РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах
республик, областей и др. возможны более
дробные классификации их органов;
б) «Государственная служба (общие
вопросы)» с выделением институтов
«Государственная служба в федеральных
государственных органах»,
«Государственная служба в
государственных органах субъектов
РФ», «Государственная служба
в государственных учреждениях и предприятиях»;
в) «Административно-правовые режимы»
с институтами «Чрезвычайное
положение», «Военное положение», «Таможенный
режим», «Функциональные режимы»;
г) «Регистрационно-легализующая деятельность»
институтами «Государственная
регистрация», «Лицензирование»,
«Стандартизация» и т.п.
д) «Государственное управление
в сферах государственной
жизни» с институтами «Разграничение
функций между органами РФ
и органами ее субъектов», «Компетенция
органов исполнительной власти»,
«Принятие решений» и т.п. Институты
данной подотрасли воспроизводятся
специфическим образом в рубриках классификатора,
посвященного другим отраслям законодательства
(в области экономики, охраны природы,
образования, культуры, обороны и т.д.);
е) «Контрольно-надзорная деятельность»
с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».
Целый ряд институтов административного
права и законодательства может
подразделяться на подинституты.
Но и это деление для них не всегда совпадает.
В рамках административного права
выделяемое админитративно-процессуальное
законодательство также делится на «Административные
процедуры», «Процедуры обеспечения прав
граждан в управлении», «Административное
правонарушение и административная ответственность»,
«Производство по административным делам»,
«Административная юстиция» и иные соответствующие
институты. Членение отрасли на подотрасли,
институты, подинституты, акты, нормы отражает
их связь и внутреннюю соподчиненность.
11
Заключение
Система
российского административного
права еще далека от совершенства:
многие аспекты деятельности исполнительной
власти еще не имеют четкой научной
основы и правовой регламентации, изданные
нормативные акты и созданные
государственные институты еще
не обладают необходимой стабильностью
и долговечностью в условиях быстро
меняющихся реалий нашей жизни.
В
то же время, несмотря на значительную
активизацию в последнее время
правотворчества в сфере административного
законодательства, его развитие, по
мнению российских правоведов, идет противоречиво
и медленно. Оно сдерживается "внешними"
факторами как явная недооценка
управления на всех уровнях, чрезмерные
надежды на рыночную саморегуляцию.
Однако
есть основания надеяться, что комплексное
развитие всех сфер административно-правового
регулирования и ускоренное развитие
науки административного правоведения
способы приблизить эту отрасль
российского права к общепринятым
международным нормам, способным
эффективно работать в российских условиях.
Административное
право - очень важная отрасль права,
так как роль публичной администрации
в России велика. От его состояния
в немалой степени зависят
построение аппарата исполнительной власти,
эффективность и законность его
функционирования, возможность реализации
гражданами многих прав.
Список
литературы
- Кодекс
Российской Федерации об Административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред.
от 01.09.2011).Эксмо, М., 2011
- Д.Н. Бахрах.
Административное право. М., 2001.
- Алехин А.П.,
Козлов Ю.М. Административное право Российской
федерации. Ч. 1. М., 2005.
- Ноздрачев
А.Ф. Основные характеристики исполнительной
власти по Конституции Российской Федерации
2007 г.
- Бахрах Д.Н.
Административное право. М., 2007.
- Ноздрачев
А.Ф. Административное право. Фундаментальный
курс. М., 2003.
- Тихомиров
Ю. А. Административное право и процесс:
полный курс. М.: Изд. Тихомирова М. Ю.,
2005. С. 103
- Иваньков
А.Е. Административное право: Учебный минимум
Москва Юриспруденция, 2005
- Административное
право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.:
Юристъ, 2006
- Бельский
К.С. Феноменология административного
права. - Смоленск, 2002.
- Четвериков
B. C. Административное право. Серия «Высшее
образование». Ростов-на-Дону: Феникс,
2004.
- Старилов
Ю. Н. Административное право. Ч. 1: История.
Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 2004
- Ромашов
Р. А. К вопросу о предмете и источниках
административного права России // Административное
право и процесс. 2006. № 3.
- Лазарев
В. В. Основы права. М.: Новый юрист, 2003.
- Ивакин
В. И. Предмет науки административного
права //Автореф. М.,2006