Санкции конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 22:19, реферат

Описание работы

Цель реферата – дать определение санкции конституционного права.

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы

Содержание

Введение 3
1. Гипотеза санкций как таковых и их классификация 4
2. Изучение санкций в конституционном праве на примере 7
Выводы 12
Литература 12

Работа содержит 1 файл

Санкции конституционного права.doc

— 69.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Санкции конституционного права 
 

 

ПЛАН 
 
 
 

 

Введение

 
 

    Норма права - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права1.

    Понятие «структура» (от лат. – строение, расположение, порядок, совокупность) означает внутреннее устройство объекта, обеспечивающее его сохранение при внешних и внутренних изменениях.

    Вопросом  большой теоретической важности является структура юридической нормы, так как ее строение играет большую роль в правотворческой и правоприменительной практике. Законодатель обязан сформулировать в текстах нормативно-правовых актов все необходимые элементы установленных норм права; правоприменитель должен найти необходимые ему элементы и реализовать их, а правопользователь вправе знать последствия нарушения тех или иных норм.

    Цель  реферата – дать определение санкции  конституционного права.

    Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

1. Гипотеза  санкций как таковых и их классификация

 
 

    По  кругу лиц правовые нормы могут  быть общими (нормы конституционного права) и специальными (нормы Положения о службе в органах внутренних дел РФ).

    Согласно  сложившемуся в юридической научной литературе представлению под структурой нормы права понимают такое ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, в которой отражается способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

    Иногда  структуру нормы права называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

    Среди теоретиков права нет единого  мнения о содержании и внутреннем строении правовых норм.

    Говоря  о гипотезе и диспозиции, Н.М. Коркунов не только не исключал, но и, наоборот, всячески предполагал необходимость наличия санкции. Юридические нормы, писал он, как веления, обращенные к сознательной воле человека, «могут быть им не соблюдаемы и потому для своей силы нуждаются в особых обеспечениях их действительного соблюдения».2 «Необходимо каким-нибудь образом понудить к исполнению юридических норм, иначе они остались бы мертвою буквою. Средства понуждения к исполнению юридических норм называются их санкцией»5. Но санкция рассматривалась им как относительно самостоятельная величина по отношению к структуре нормы права, как самостоятельно существующее «средство принуждения».

    Считается, что без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна3.

    Санкция – это часть нормы права, предусматривающая меры государственного принуждения за нарушение правил диспозиции.

    По  характеру неблагоприятных для  нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные)4. К первым относятся санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права; ко вторым – уголовного и административного права.

    В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся  на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

    Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

    Относительно-определенные – устанавливают низший и высший или только высший предел меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет», «наказывается лишением свободы на срок до одного года». Здесь правоприменителю дано право выбирать возможный вариант меры государственного воздействия.

    Альтернативные  санкции позволяют правоприменителю выбрать из 2 и более возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один, наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения5.

    Кумулятивные  санкции – это такие санкции, которые допускают применение одновременно основной и дополнительной меры воздействия.

    Являясь реакцией государства на факт нарушения  норм права, санкции имеют две группы адресатов:

    1) органы порядка и правосудия;

    2) граждане и юридические лица.

    Первые  должны выбрать наиболее адекватные меры воздействия на лиц, нарушивших запреты, а вторые должны выбрать модель поведения – либо выполнить нормативное предписание, либо подвергнуться санкции.

    Санкции также можно классифицировать по видам наказания на следующие группы:

    1) лишающие человека жизни;

    2) лишающие человека здоровья;

    3) лишающие человека свободы;

    4) лишающие человека имущества;

    5) лишающие человека прав занимать  определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    6) устанавливающие обязательные или  исправительные работы.

    Выделяют  и четвертый элемент нормы  права – указание на субъективный состав.

    Он  заключается в определении законодателем  круга точных адресатов нормы, которые могут оказаться в сфере регулируемых общественных отношений (характерно для компетентных, исключительных, специальных и др. норм, под действие которых подпадают только определенные законодателем органы и лица).

 

2. Изучение  санкций в конституционном праве на примере

 

    Речь  не идет о том, что каждая конституционно-правовая норма должна быть снабжена собственной  санкцией. Безусловно, невозможно, чтобы  нормы конституционного права охранялись только "своими" санкциями, так  как нельзя не считаться с тем, что существуют санкции, при помощи которых охраняются нормы различных отраслей права. Вместе с тем не стоит уповать только на отсылочный способ, характерный для конституционной ответственности. При этом, к сожалению, отсылки к законодательству часто имеют неопределенный характер.

    В современных российских условиях несовершенства правотворческой деятельности, значительного подчас отставания от развивающихся общественных отношений при формировании независимой и самостоятельной судебной власти прецеденты судебного толкования, как справедливо считает В. В. Лазарев, должны занять подобающее им место6. Особенно это следует связать с работой Конституционного Суда России, решения которого имеют значение не только для судебной, но и для законодательной и исполнительной власти.

    В некоторых случаях законодатель, наоборот, использует конституционно-правовые санкции для обеспечения норм других отраслей. Согласно ст.273 Бюджетного кодекса РФ, если представительный орган отклоняет отчет об исполнении бюджета по мотивам несоответствия исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете, то указанный орган вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц.

    В настоящее время нарушение большинства  российских конституционно-правовых норм не влечет за собой каких-либо неблагоприятных  последствий (если эти нормы не имеют  диспозиций, схожих с диспозициями норм других отраслей права). Исключение составляет избирательное право, достигшее определенного прогресса в сфере конституционной ответственности.

    Основная цель конституционно-правовых санкций состоит в предупреждении отклонений от требуемой диспозицией конституционно-правовых норм модели поведения. А если это произошло, то применение конституционно-правовых санкций направлено на осуществление превенции, восстановление во всех возможных случаях нарушенного конституционного правопорядка. Конституционно-правовые санкции имеют ряд особенностей, отличающих их от мер других видов юридической ответственности, что позволяет выделить их в самостоятельный вид.

    Во-первых, меры конституционной ответственности  имеют четко выраженный политический характер и по основаниям применения, и по кругу субъектов. В связи  с этим есть опасность того, что  конституционная ответственность  может превратиться из правового  инструмента в политический. Поэтому осуществление мер конституционной ответственности должно ограничиваться конституционно-правовой сферой.

    Во-вторых, конституционно-правовые санкции применяются  широким кругом уполномоченных субъектов (органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, например, в случае отзыва и др.). Меры конституционной ответственности могут применяться органами и должностными лицами в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым отличаясь от дисциплинарных взысканий.

    В-третьих, высшие органы государственной власти и должностные лица во многом определяют собственную ответственность. При  установлении конституционно-правовых санкций в отношении этих субъектов  следует исходить из принципа "сдержек и противовесов", таким образом, чтобы меры конституционной ответственности были взаимно сбалансированы. А обязанность одного была бы подкреплена полномочиями другого органа (должностного лица или иной инстанции ответственности, например, избирателей) на случай ее неисполнения.

    В-четвертых, применение конституционно-правовых санкций  не влечет судимости или иного  состояния наказанности.

    Можно дать следующее определение конституционно-правовой санкции. Это определенная нормами конституционного права мера государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия в сфере конституционно-правовых отношений, которая применяется в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, установленному диспозицией конституционно-правовой нормы, и которая содержит его итоговую оценку.

    Для конституционно-правовых санкций актуальной является проблема их реализации: нередко  либо порядок их применения не определен, либо они неприменимы, либо не применяются. И в таком случае установление санкций не только не имеет смысла, но и влечет эффект, обратный ожидаемому, потому что когда санкции превращаются в абстрактную угрозу, декларативными становятся и конституционно-правовые нормы в целом. В связи с этим установление и соблюдение процедуры применения санкций чрезвычайно важно, так как привлечение субъекта к конституционной ответственности представляет собой результат применения и взаимодействия материальных и процессуальных норм.

    Единого порядка применения конституционно-правовых санкций не существует, и, по-видимому, предусмотреть такой порядок невозможно из-за разнообразия этих санкций. Тем не менее некоторые общие черты данного порядка существуют. Во-первых, сроки, в течение которых в отношении субъекта можно применить конституционно-правовые санкции, как правило, не устанавливается. Иногда это связано с длящимся характером конституционного деликта.

    Во-вторых, в конституционном праве субъектам, к которым применены меры ответственности, право обжалования может и  не предоставляться. А само обжалование, если оно предусмотрено, может быть как судебным, так и находиться в ведении вышестоящей инстанции. Судебный порядок обжалования, как и применения, мер конституционной ответственности представляется наиболее целесообразным. И, наконец, нарушение порядка применения конституционно-правовых санкций само может стать основанием для конституционной ответственности. Так, Закон Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы"7 предусматривает, что окружная избирательная комиссия может признать результаты голосования недействительными, если установит нарушения законодательства при голосовании по отзыву депутата.

    Важна классификация конституционно-правовых санкций, выделяющая те их качества, которые  характеризуют санкции как особый конституционно-правовой институт. Деление указанных мер ответственности на правовосстановительные и карательные может вызвать затруднения, поскольку в конституционном праве определить приоритетную функцию в конкретной санкции не всегда просто.

    Карательными конституционно-правовыми мерами являются, в частности, роспуск общественного объединения, принудительное исполнение нарушенной обязанности.

Информация о работе Санкции конституционного права