Прокурорский надзор

Автор: Ирина Костяева, 27 Сентября 2010 в 16:37, реферат

Описание работы

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение 2
Принципы организации и деятельности прокуратуры. 3
Система органов прокуратуры, их структура. 5
Основные направления деятельности прокуратуры. 8
Понятие прокурорского надзора. 9
Заключение 11
Список использованной литературы. 13

Работа содержит 1 файл

прокур.надзор.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Содержание                                                                                                   

        Введение                                                                                                        2

  1. Принципы организации и деятельности  прокуратуры.                    3
  2. Система органов прокуратуры, их структура.                                    5
  3. Основные направления деятельности прокуратуры.                         8
  4. Понятие прокурорского надзора.                                                          9

        Заключение                                                                                                   11

        Список  использованной литературы.                                                       13 
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Введение 

       Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной  справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

         Нормативным источником для деятельности  органов прокуратуры до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ, в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление.

       Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.

       Закон  «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно сложившиеся  отрасли прокурорского надзора  и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее, каждое из них претерпело определённые изменения.

В данной работе мы рассмотрим прокуратуру РФ как один из элементов системы  правоохранительных органов. Укажем принципы её организации, систему органов  прокуратуры, их структуру, а так  же дадим характеристику основным направлениям её деятельности, раскроем понятие прокурорского надзора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы организации  и деятельности  прокуратуры. 

     Прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Организация и деятельность прокуратуры строятся в соответствии с определёнными принципами.

      Принципы  организации и  деятельности прокуратуры  РФ - это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

     Соблюдение  установленных законодателем принципов  позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

Перечислим  эти принципы:

  • принцип централизации (прокуратура РФ составляет единую 
    федеральную централизованную систему органов и учреждений 
    и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров 
    вышестоящим и Генеральному прокурору РФ);
  • принцип законности (органы прокуратуры должны действовать в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами);
  • принцип независимости (органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений);
  • принцип гласности (органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; они также информируют о состоянии законности:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, население).

   Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой.

Целями деятельности системы органов прокуратуры являются:

  • обеспечение   верховенства   закона,   единства   и   укрепления законности;

защита прав и свобод человека и  гражданина;

  • защита охраняемых законом интересов общества и государства.
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система органов  прокуратуры, их структура. 

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ.

     Систему органов прокуратуры РФ составляют:

Генеральная прокуратура РФ;

  • прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  • прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  • научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

   Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

   Система прокурорских органов строится на основе административного и национально-государственного устройства.

   Возглавляет систему органов прокуратуры  Генеральная прокуратура РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют:

главные управления;

  • управления в федеральных округах;
  • управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

   Управления  и отделы создают в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры. Это управления по надзору:

  • за расследованием преступлений; законностью судебных постановлений по уголовным делам; законностью судебных постановлений по гражданским делам;
  • исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и др.
  • В соответствии с законодательством РФ органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ  по представлению президента РФ.

   Срок  полномочий  Генерального прокурора РФ — пять лет.

   В отсутствие Генерального прокурора  РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

   Начальники  главных управлений, управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.

   Генеральный прокурор РФ имеет также со ветников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.

   В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ, являющаяся совещательным органом. Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора. При Генеральной прокуратуре также действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

   В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура и Главное следственное управление, возглавляемые заместителями Генерального прокурора РФ.

   Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам  Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

   Организация и порядок деятельности прокуратуры  РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

    Территориальные органы прокуратуры включают в себя:

прокуратуры субъектов РФ;

  • прокуратуры городов и районов.
  • Наименование территориальных прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве вместо прокуратур районов — прокуратуры округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов.

    Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность без указания срока полномочий

Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ.

    В этих прокуратурах также образуют коллегии в составе прокурора  субъекта РФ (председатель), его первого  заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.

   В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и  отделы (на правах управлений, в составе  управлений).

К числу специализированных прокуратур относятся:

природоохранные, в юрисдикцию которых входит прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды (например, Волжская природоохранная прокуратура);

  • прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые распространяют свою юрисдикцию на территорию, занимаемую несколькими     пенитенциарными учреждениями. Пенитенциарные учреждения - это учреждения осуществляющие исполнения наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений.

    Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность без указания срока полномочий и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

   Образование, реорганизацию и упразднение  органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляет Генеральный прокурор РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. 
 
 
 
 
 
 

    3. Основные направления  деятельности прокуратуры. 

   В соответствии со стоящими перед прокуратурой РФ целями, она выполняет ряд определённых функций, которые определяют направления  её деятельности:

  • надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами, 
    представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: 
    оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями: органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными   уголовно-процессуальным   законодательством РФ;
  • координация  деятельности  правоохранительных  органов  по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ:
  • участвуют в рассмотрении дел судами, обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов.

   Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

    Генеральная прокуратура РФ в пределах своей  компетенции —

  • осуществляет прямые  связи с  соответствующими  органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;
  • заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;
  • участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Понятие прокурорского  надзора. 

   Основной  функцией всех органов прокуратуры  является прокурорский надзор, который представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.

   Основными отраслями и направлениями прокурорского надзора являются:

  • надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов:

     администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и    назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Вся деятельность прокуратуры по данным отраслям и  направлениям четко регламентирована действующим законодательством РФ.

     При осуществлении общего надзора прокуроры имеют следующие полномочия:

  • по предъявлении служебного удостоверения: беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, на которые распространяется надзор,

иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления: необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и     обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по по 
    воду нарушений законов. При наличии оснований, установленных законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующие акты прокурорского реагирования:
  • вынести представление об устранении нарушений;
  • принести протест на противоречащий законам правовой акт;
  • обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о при- 
    знании правового акта недействительным;
  • освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • вынести постановление о возбуждении уголовного дела или 
    производства об административном правонарушении;
  • потребовать письменно привлечения виновного лица к иной 
    установленной законом ответственности.

 

Заключение. 

    Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

       Положение о прокуратуре базируется на Федеральном  Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992г., Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

       Одновременно  прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

    Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

    Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

    В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации  участвуют в рассмотрении дел  судами, арбитражными судами, опротестовывают  противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

      Прокуратура Российской Федерации принимает  участие в правотворческой деятельности.

 

Список  использованной литературы. 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12.12.1993г.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1”О прокуратуре Российской Федерации” (ред.02012000).
  3. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. правоохранительные органы РФ: Курс лекций.- СПб.: Изд. “Юридический центр Пресс”, 2003.
  4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 1997.
  5. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. – М.: Изд-во МНЭПХ, 1995.

Информация о работе Прокурорский надзор