Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:02, курсовая работа
В курсовой описываются институты прокурорского надзора за исправительными учреждениями и администрациями мест исполняющих наказание.
Законность нахождения лиц в местах содержания задержанных предварительного заключения, учреждениях исполняющих наказания и меры принудительного характера назначаемые судом.
Соблюдение установленных законом прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, и лиц подвергаемых мерам принудительного характера.
Законность исполнения наказания не связанного с лишением свободы.
Законность правовых актов издаваемых должностными лицами поднадзорных органов.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона в местах лишения свободы…………………………………………………………6
2. Надзор за соблюдением законности исполнения наказаний в виде лишения свободы…………………………………………………………………………….9
3. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений применяющих назначенные судом принудительные меры медицинского характера…………………………………………………………………………14
4. Особенности организации надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу……………….....16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………19
5. Соблюдены ли требования материально-бытового и медико-санитарного содержания лиц. Осуществляя проверку в данном направлении прокурор знакомится с отчетностью о динамике заболеваемости по основным группам болезней, выявляемости заболеваний, смертности, о вспышках инфекционных заболеваний, групповых отравлениях и особое внимание уделяется заболеваниям туберкулезом и его лечении.
6. При проверке учета и регистрации жалоб и предложений осужденных прокурор проверяет:
- книгу регистрации письменных жалоб и заявлений;
- журнал учета прима администрацией осужденных по личным вопросам;
- проверяются личные дела осужденных.
Прокурор устанавливает:
- как учитываются жалобы и заявления осужденных;
-своевременно ли они направляются адресату;
- правильно ли разрешаются жалобы;
-объявляются ли осужденным результаты рассмотрения их жалобы.
7. Проверяет законность применения физической силы, специальных средств и оружия.
8. Проверяет законность применения к лицам мер дисциплинарного воздействия, взысканий и поощрений, и при этом должен:
- пресекать случаи неопределенного предоставления лицам дополнительных льгот;
- следить за тем, чтобы налагаемые взыскание соответствовали тяжести и характеру совершенного проступка;
- прокурор должен реагировать на факты оставления безнаказанными лиц нарушивших порядок отбывания наказания;
- проверяет обоснованность применения мер поощрения;
- проверяет законность и обоснованность помещения лица в карцер, штрафные и дисциплинарные изоляторы, причем содержание лиц в данных местах должно быть документально оформлено. Отсутствие документов является основанием для отмены наложенного взыскания.
Проверка предполагает глубокое знание проверяющим действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства, нормативных правовых и ведомственных актов, регулирующих условия, порядок содержания и отбывания наказания. Ей должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающейся тенденции в поднадзорных учреждениях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля; жалобами, заявлениями и обращениями осужденных; другой имеющейся информацией).[5]
Проверки по своему назначению могут быть общими, имеющими цель ознакомиться с состоянием законности в том или ином учреждении в полном объеме, и целевыми, когда есть необходимость проверить отдельные вопросы (обоснованность жалобы, правомерность применения к осужденному оружия и т.д.).
Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.[6]
Прокурорская проверка заканчивается составлением акта.
3. Надзор за исполнением законов администрациями учреждений применяющих назначенные судом принудительные меры медицинского характера
Различают следующие виды мер принудительного характера:
1. Принудительные меры воспитательного воздействия которые применяются в отношении несовершеннолетних впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести.
Такие меры воспитательного воздействия применяют следующие учреждения:
- специальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних относящиеся к ведению Министерства обороны;
- это лечебно-воспитательные учреждения относящиеся к ведению Министерства здравоохранения куда направляются несовершеннолетние с физиологическими недостатками или психическими расстройствами.
2. Принудительные меры медицинского характера, которые назначаются судом лицам:
- совершившим деяния в состоянии невменяемости у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, что делает невозможным исполнение наказания;
- лицам страдающим психическим расстройством.
Применяемые в данных случаях меры:
1. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
2. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
3. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специального типа;
4. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре с интенсивным наблюдением.
В системе Министерства внутренних дел в целях медико-санитарного обеспечения осужденных организуется специальные психиатрические больницы, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных больных наркоманией, алкоголизмом создаются лечебно-исправительные учреждения.
При проверке специализированных воспитательных учреждений для несовершеннолетних прокурор проверяет следующие вопросы:
1. Порядок и сроки пребывания несовершеннолетних в этих учреждениях;
2. Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних;
3. Состояние материального, бытового и медико-санитарного обеспечения;
4. Проверяется уровень воспитательной работы;
5. При проверке порядка исполнения принудительных мер медицинского характера прокурор проверяет следующее:
- помещено ли лицо в медицинское учреждение того типа, которое определено судом;
- соблюдены ли права и интересы лиц помещенных в данное учреждение;
- имеются ли случаи жестокого обращения с лицами находящимися на принудительном лечении;
- не отпали ли, основания для принудительного лечения или напротив не прекращено ли оно преждевременно.
Генеральный прокурор приказывает проводить проверки в изоляторах временного содержания ежедневно, а медицинском изоляторе ежемесячно.
При проверке изолятора временного содержания прокурор:
1.Ежедневно посещает камеры изолятора временного содержания, опрашивает находящихся в них лиц и проверяет наличие и законность документов, которые являются основанием для содержания лица в изоляторе временного содержания;
2. Прокурор проверяет книгу учета лиц, доставленных в изолятор временного содержания;
3. Прокурор проверяет сроки пребывания лиц в изоляторе временного содержания;
4. Прокурор проверяет соблюдение администрацией прав лиц содержащихся в изоляторах временного содержания;
5. Прокурор должен обращать внимание на то как выполняет начальник изолятора временного содержания обязанность своими постановлениями освобождать задержанных срок содержания которых истек, а уведомление о его продлении не поступило;
6. При установлении лиц незаконно содержащихся в изоляторах временного содержания прокурор освобождает их своим постановлением и принимает меры по привлечению к ответственности должностное лицо допустившее нарушение закона.
Заключение
Таким образом, прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.
В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где, в силу изоляции от общества, граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными.
Также в заключении хотелось бы привести ответ Дмитрия Анатольевича Медведева на вопрос руководителя медиа-холдинга «Уральский рабочий» Льва Кащеева «недавно началась и продолжается реформа правоохранительных органов, как, по-вашему, не нужна ли, не назрела ли подобная реформа исправительной системы?» Дмитрий Анатольевич ответил: «Я такую, может, сейчас скажу экстремистскую мысль, но я скажу. Они вообще никогда не работают на исправление. И дело не в том, что они у нас сами по себе не самого высокого качества, мягко говоря. У нас действительно исправительно-трудовая система, она на 95 процентов советская. А вообще подобного рода наказания редко кого исправляют.
Именно поэтому за последние несколько лет я всё-таки старался проводить несколько иную уголовную политику, когда суровым должно быть наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но в этом случае, когда мы осуждаем людей, расчёт идёт не на исправление, а, скажем честно, на их изоляцию от общества. На то, чтобы они не совершали преступлений, находясь в обычной среде.
Что же касается исправления, то эта конструкция может применяться только к тем, кто совершил не тяжкие преступления, а, как правило, преступления по неосторожности. И именно туда и должен быть обращён государственный взор».[7]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Правовая система «Консультант Плюс»
2) Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Правовая система «Консультант Плюс»
3) Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
4) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
5) Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Правовая система «Консультант Плюс»
6) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 29 июня, 18 июля, 30 октября, 3 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 9, 29 марта, 7, 22, 30 апреля, 5, 19 мая, 1, 22, 23, 27 июля, 29 ноября, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 20 марта, 6 апреля, 3 мая, 3, 14 июня, 11, 20, 21 июля, 6, 7 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
7) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г., 1 февраля, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 5, 9 января, 3 апреля, 2 мая, 30 декабря 2006 г., 6 июня, 19, 21, 24 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 3 апреля, 14, 23 июля, 8 ноября, 3, 22 декабря 2008 г., 14 февраля, 3 июня, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5 апреля, 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 27 июня, 6 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
8) Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля, 6, 19 июня 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г., 5 апреля, 1 июля, 3 ноября 2010 г., 7 февраля, 6 ноября 2011 г.) // Правовая система «Консультант Плюс»
9) Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // Правовая система «Консультант Плюс»
10) Приказ Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» // Правовая система «Консультант Плюс»
11) Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» // Правовая система «Консультант Плюс»
12) Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Правовая система «Консультант Плюс»
Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах лишения свободы