Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

Автор: Вероника Коваль, 22 Сентября 2010 в 22:28, доклад

Описание работы

В действующем законодательстве существует специальный закон, посвященный регулированию только рассмотрения жалоб граждан. Речь идет о Федеральном законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В данном же контексте рассматриваются такие формы обращений граждан, как предложения и заявления, адресованные широкому кругу органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности.
Административно-правовая наука исходит из того, что предложение — это обращение гражданина или группы граждан адресованное органу исполнительной власти, местного самоуправления, иной организации, содержащее информацию о необходимости или целесообразности улучшения деятельности соответствующих органов, выполнения определенных работ, проведения хозяйственных, социально-культурных, правоохранительных мероприятий в области благоустройства, охраны окружающей природной среды и т.д. с целью улучшения условий жизни людей.
Заявление — это обращение гражданина (или группы граждан), адресованное соответствующему органу исполнительной власти, местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации, содержащее информацию о намерении реализовать принадлежащее гражданину субъективное право.
Жалобы — обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;
Ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;
Коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Содержание

1.Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
2.Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и работников органов внутренних дел.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

1.Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

2.Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих и работников органов внутренних дел.

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан 

     В действующем законодательстве существует специальный закон, посвященный регулированию только рассмотрения жалоб граждан. Речь идет о Федеральном законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В данном же контексте рассматриваются такие формы обращений граждан, как предложения и заявления, адресованные широкому кругу органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности.

     Административно-правовая наука исходит из того, что предложение — это обращение гражданина или группы граждан адресованное органу исполнительной власти, местного самоуправления, иной организации, содержащее информацию о необходимости или целесообразности улучшения деятельности соответствующих органов, выполнения определенных работ, проведения хозяйственных, социально-культурных, правоохранительных мероприятий в области благоустройства, охраны окружающей природной среды и т.д. с целью улучшения условий жизни людей.

     Заявление — это обращение гражданина (или группы граждан), адресованное соответствующему органу исполнительной власти, местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации, содержащее информацию о намерении реализовать принадлежащее гражданину субъективное право.

     Жалобы — обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;

     Ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

     Коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

      Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". 

      Для данного производства характерны следующие  стадии:

  • Первая стадия - возбуждение дела (основание - соответствующее обращение в письменной либо устной форме) производится в форме регистрации поступившего обращения.
  • Вторая стадия - рассмотрение обращения.
  • Третья стадия - принятие руководителем решения по обращению.

      Производство  по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления обеспечивается в соответствии с их конституционным правом участвовать в управления делами государства и обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления.

      В заявлениях обычно содержатся просьбы  граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов; в заявлениях высказываются общественные либо государственные  интересы по улучшению работы органов государственной власти и управления, о более полном удовлетворении прав и законных интересов определенных слоев населения, трудовых коллективов.

      Установлены сроки рассмотрения обращений: 15 дней - в местных органах управления, 30 дней - в центральных (федеральных). Для рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семей сроки рассмотрения сокращаются вдвое. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен руководителем, но не более чем на один месяц. На письменные обращения должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме.

      Исполнение  решения по обращению состоит  в оперативном уведомлении гражданина о результатах рассмотрения обращения. Такое решение может быть обжаловано в административном либо судебном порядке.

        Производство по жалобам граждан является одним из средств реализации конституционного права на участие граждан в государственном управлении. Правовые основы для производства по обращениям граждан закреплены в ст. 33 Конституции РФ, устанавливающей право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

      Помимо  этого, в ст. 46 Конституции РФ закреплено право обжаловать в суд решения  и действия (или бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

      Все жалобы граждан можно поделить на два типа:

      • административные, то есть рассматриваемые  во внесудебном, в административном порядке;

      • судебные, рассматриваемые судами в  процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства.

      Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

      Основания и порядок производства по специальным  жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, Кодексе РФ Об административных нарушениях (КоАП РФ) и в некоторых иных актах.

      Работа  с жалобами граждан — особый вид  административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам.

      В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

      Первая из них — стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их.

      В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию.

      Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на  контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы и контроль за работой с жалобой.

      Если  жалоба является повторной, то к ней  необходимо приобщить все материалы  предыдущего рассмотрения.

      Вторая стадия — проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела.

      Помимо  сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм.

      Иногда  по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

      Третья стадия — принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения — главная в любом административном производстве.

      Поскольку решение подводит итог уже проделанной  работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

      Общий срок рассмотрения жалоб граждан  — один месяц. Из этого правила установлены три исключения.

      1. Заявления и жалобы, не требующие  дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но  не позднее 15 дней.

      2. Если для разрешения обращения  необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

      3. Жалобы военнослужащих и членов  их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных — в 7-дневный срок.

      В случае необходимости срок может  быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

      В результате рассмотрения жалобы может  быть принято решение:

      • о полном удовлетворении жалобы;

      • о частичном удовлетворении жалобы;

      • об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).

  • о разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

      Четвертая стадия производства по жалобам — исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано.

      Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для  восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе  гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

      Действующее законодательство не ограничивает право  граждан на повторное обращение с жалобой в орган, рассмотревший ее, или в вышестоящий орган. Но надо иметь в виду, что такие повторные обращения малоэффективны. Наиболее надежные гарантии объективного и правильного рассмотрения граждан обеспечивается при судебном разбирательстве в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан”.

      В суд можно обратиться с жалобами на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или государственных служащих. Можно обжаловать как индивидуальные, так и коллегиальные решения, в том числе выраженные в форме правовых актов, которые, в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми, так и индивидуально-правовыми. Предмет жалобы ограничивается запретом на обжалование действий (решений), проверка которых отнесена законом к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и действий (решений), в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования (по уголовным, гражданским делам и делам об административном правонарушении), а также по вопросам, касающимся обеспечения обороны и государственной безопасности России.

      Названный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. разрешает  обращаться с жалобой либо непосредственно в районный суд по месту жительства гражданина или в суд по месту нахождения соответствующего органа, объединения, государственного служащего либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, государственному служащему.

      Обращение с жалобой в районный суд препятствует подаче такой же жалобы в вышестоящий орган; подача жалобы в вышестоящий орган не препятствует обращению с такой те жалобой в суд.

      В вышестоящем органе жалоба подлежит рассмотрению в месячный срок, если такой орган отказал в удовлетворении жалобы или в месячный срок со дня подачи жалобы гражданин не получил ответа по жалобе, возможно обращение в суд.

Информация о работе Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан