Производство по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:41, реферат

Описание работы

Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право граничит с гражданским и трудовым правом , а так же с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи и принципы 4
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности 7
3. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении 10
4. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях 18
Заключение 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат мой Производство по делам об АП.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Если  задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности  и не предстало перед судом, то это не означает, что задержание было незаконным и нарушало требования статьи 22 Конституции Российской Федерации и подпункта «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности.

     Требования, обусловливающие правомерность  задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении для проверки фактов, подтверждения или устранения конкретных подозрений, обосновывающих задержание, подготовки необходимых документов для передачи дела на рассмотрение суда.8 

 

4. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях 

     Разрешение  проблем производства по делам об административных правонарушениях диктуется требованиями о необходимости совершенствования функционирования всех органов административной юрисдикции. На протяжении долгого периода времени не отмечается существенного сокращения количества административных правонарушений в общей массе противоправных деяний. Обращает на себя внимание то, что производство по делам об административных правонарушениях урегулировано недостаточно полно, а некоторые его вопросы - схематично.

     Научные исследования по проблемам производств об административных правонарушениях не всегда конкретны и имеют общее направление, без учета особенностей статуса уполномоченных рассматривать и принимать решения по делам об административных правонарушениях. Это наблюдается и в органах внутренних дел, что создает определенные трудности в их работе, указывает на наличие серьезных упущений в сфере их деятельности.

     В ряде проблем считаю необходимым обратить внимание на осуществление производства по делам об административных правонарушениях по следующим видам юридических составов:

     1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

     Объективная сторона представляет управление транспортным средством в состоянии опьянения. Для реализации всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ) должностному лицу необходимо составить:

     а) протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ);

     б) протокол задержания транспортного  средства (ст. 27.13 КоАП РФ);

     в) протокол отстранения от управления транспортным средством (ст. 27.12 КоАП РФ);

     г) протокол направления на медицинское  освидетельствование (ст. 28.5 КоАП РФ) и одновременно предложить использовать алкотестер.

     При этом водителю необходимо выдать временное  разрешение (ст. 27.10 КоАП РФ), сопроводить  транспортное средство на охраняемую стоянку и доставить задержанного водителя к врачу в районный центр для медицинского освидетельствования. Однако не всегда учитывается фактор удаленности отдельных участков местности, что может составлять 100 и более километров.

     2. Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ). Объектом правонарушения является общественный порядок, под которым понимаются общественные отношения, урегулированные законодательством Российской Федерации, а также обычаями, традициями, обеспечивающие общественное спокойствие. Объективная сторона ч. 1 рассматриваемой статьи состоит в совершении действий, нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение к обществу. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» хулиганство с субъективной стороны характеризуется только прямым умыслом. Подобные правонарушения в семье, в отношении родственников, знакомых лиц и вызванные личными неприязненными отношениями не могут квалифицироваться как хулиганство. В связи с этим возникают сложности при пресечении противоправных действий, нарушающих общественный порядок в жилых помещениях граждан (семейный скандал в квартире, сопровождающийся грубой нецензурной бранью, в том числе и в присутствии малолетних детей). Отсутствие нормы в административном законодательстве, предусматривающей ответственность за совершение правонарушений в быту (в жилище граждан), позволяет избежать ответственности лицу, совершающему подобные правонарушения. Меры профилактического характера - как правило, это беседы о недопустимости подобного поведения, не оказывают своего воздействия, а отсутствие на федеральном уровне законодательного закрепления таких понятий, как «общественное место» и «общественный порядок», создает дополнительные трудности при оформлении материалов по этому составу.

     Невозможность пресечения умышленных противоправных действий, нарушающих общественный порядок  в квартирах и иных жилых помещениях, может, на мой взгляд, способствовать совершению правонарушителем действий, подпадающих под признаки уголовно наказуемого деяния и повлечь за собой более тяжкие последствия.

     3. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо употребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ). Объектом этого правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье граждан и общественная нравственность.

     Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, состоит в распитии пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Пока не предусмотрена ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции на площадях, в парках, во дворах, в подъездах домов и местах, не являющихся объектами общественного питания. Это является пробелом и не позволяет значительно улучшить оперативную обстановку и обеспечить правопорядок на улицах и в общественных местах.

     4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ).

     В связи с тем, что ст. 23.67 КоАП РФ предусмотрено право принимать решение только органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сложности наступают с момента выявления и доставления в эти подразделения, а также с принятием решения в вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни (особенности режима рабочего времени и времени отдыха не всегда совпадают). К тому же подразделения ФМС располагаются в отдельных зданиях, расположенных в отдаленности от территориальных органов внутренних дел, не имеют дежурных частей и специально оборудованных помещений для содержания иностранных граждан, совершивших административные правонарушения. Задержанный иностранный гражданин по истечении срока задержания освобождается, и материалы направляются в ФМС. Надо иметь в виду, что разыскать и вызвать этого правонарушителя повторно не всегда представляется возможным.

     Необходимо  обратить внимание на порядок назначения экспертизы должностным лицом (ст. 26.4 КоАП РФ). В ч. 1 ст. 26.4 указано, что  в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. При этом в ч. 4 ст. 26.4 дается разъяснение, что до направления определения для использования лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно ознакомиться с ним. Ему разъясняются его права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы эксперту. В связи с этим должностное лицо вынуждено направлять копию определения о назначении экспертизы правонарушителю и ждать от него получение подтверждения о согласии на экспертизу либо несогласия о назначении того или иного эксперта. Ответа можно ждать долго: неделю, месяц, а иногда и больше, все зависит от того, где живет правонарушитель, его дисциплинированности и многих других качеств. На практике это приводит к затягиванию производства по делам об административных правонарушениях и прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ). К прекращению производства по этому обстоятельству ведет также злоупотребление лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своим правом на ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 25.1 КоАП РФ).

     В результате этих неопределенностей  лица, виновные в совершении административного  правонарушения, несмотря на очевидность правонарушения и доказанность их вины в его совершении, остаются безнаказанными.

     В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел и повышения  социальной эффективности производства по делам об административных правонарушениях  есть основания внести следующие предложения:

     1) необходимо упростить порядок  документирования правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ;

     2) в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ исключить  составление органами внутренних  дел протоколов по ст. 18.8, 18.9, 18.11, 18.12 и 18.14, а также внести изменения в п. 2 ст. 32.9 КоАП РФ в части исполнения постановлений об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, возложив эти обязанности на органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

     3) введение в КоАП РФ дополнительной  ответственности за совершение  правонарушений в быту (в жилище  граждан) с санкцией - административный  арест;

     4) дополнить ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ в  части расширения перечня мест (на площадях, в парках, во дворах и скверах, улицах и подъездах домов и в других общественных местах), где запрещается распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции;

     5) внести дополнения в ст. 4.5 КоАП  РФ о сроках давности привлечения  к административной ответственности:

     а) установить приостановление течения  срока давности привлечения к  административной ответственности  в случае отложения разбирательства дела по ходатайству заинтересованного лица;

     6) установить течение срока давности  со дня возбуждения дела об  административном правонарушении  до вступления постановления  по делу в законную силу;

     в) увеличить срок давности привлечения  к административной ответственности до шести месяцев.

     Реализация  вносимых предложений поможет решить проблему неотвратимости наказания  за совершение административных правонарушений.9 

 

Заключение 

     В данной работе были изложены основные принципы и элементы производства по делам об административных правонарушениях. Сложно было провести глубокий и всесторонний анализ ввиду отсутствия знаний в области методологии административно-правовых исследований. Многие вопросы остались вне зоны внимания, но основные подходы к освещению проблематики производства по делам об административных правонарушениях были положены в основу данной работы. В результате знакомства с исследованием в области производства по дела об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы.  

     Применению  административного наказания предшествуют определенные процессуальные действия, составляющие в целом производство по делу об административном правонарушении.  Задача производства по делу – своевременное, всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств, условий и причин каждого правонарушения, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения, а также воспитательные цели.

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях