Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:10, реферат
В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений. Понятно, что принципы различных отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам.
Введение
1 Принципы административного права
1.1 Понятие принципов административного права
1.2 Законодательное закрепление принципов административного права
1.3 Виды и содержание принципов
Заключение
Список использованной литературы
Принципы отдельных административно-правовых институтов как особых нормативных систем, характеризующихся однородностью регулируемых отношений и специфическими особенностями проявления административно-правового метода регулирования, содержат в себе основные положения общих принципов административного права как правовой отрасли. Принципы институтов административного права в разной степени призваны конкретизировать, уточнять и развивать действие общих принципов административного права. Конкретное содержание институциональных принципов административного права "индивидуализировано спецификой управленческой среды, в которой и реализуется тот или иной комплекс правовых норм и правоприменительных актов".
В современной учебной литературе обычно выделяются следующие принципы: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство граждан перед законом и правоприменителем; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность. Общие принципы административного права выражают его юридическую природу, характеризуют сущность механизма административно-правового регулирования, конкретизируют конституционные положения административно-правового характера относительно функционирования исполнительной власти, государственной службы, правоприменения и контрольно-надзорной деятельности в государстве, показывают место и роль административного права во всей правовой системе, подчеркивают его социальное назначение и роль. Общие принципы административного права являются основой, на которой формируются принципы институтов и подотраслей административного права.
Цели и принципы
административного права
Административное право строится на таких принципах, которые свойственны:
1) организации государственного управления и местного самоуправления (принципы так называемого организационного административного права);
2) функционированию
государственного управления и
местного самоуправления (принципы
государственной и
3) процессу управления
(управленческим процедурам), т. е.
процессу совершения
4) административно-
5) судебному
процессу по защите прав и
свобод граждан от действий
и решений публичного
Принципы административного права объединяют общими идеями все входящие в него институты и подотрасли; это законность управления, судебная защита прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений публичного управления, неотвратимость ответственности за нарушение и т. д. Например, институты государственной службы, правового акта управления и административной ответственности должностных лиц во многом базируются на одних и тех же принципах административного права, а именно на обеспечении законности управленческой деятельности, демократизме, соответствии форм и методов управления целям и задачам управления и пр.
При классификации
принципов административного
Заключение
Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее: перечень принципов не является исчерпывающим. Приведённые принципы относятся к числу наиболее распространённых в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, считают целесообразным особо выделить принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.
Формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчёркивают общее правило, содержащееся в принципе. Например, исключениями из принципа гласности является режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделёнными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы), сочетания гласных и негласных методов работы.
Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административном правонарушении, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определённые государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой, не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.
Ввиду того что
государственное управление и административное
право -- явления разнопорядковые, нельзя
отождествлять принципы управления и
принципы административного права. В отличие
от принципов государственного управления
принципы административного права-- категория
юридическая; хотя между ними и имеется
тесная взаимосвязь, подменять их друг
другом нельзя. Вместе с тем было бы неправильно
сводить принципы административного права
только к юридическому выражению основных
принципов управления.
Список использованной литературы