Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, реферат
Экономические агенты подразделяются на две группы: производители и потребители. Первые называются предприятиями или фирмами.
Фирма (ит.: «подпись на бумаге») – это экономический агент (хозяйствующая единица), который занимается хозяйственной, промышленной, торговой деятельностью и обладает обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью.
Понятие «фирма» несколько шире понятия «предприятие», поскольку может использоваться применительно и к одному и к нескольким предприятиям, объединенным организационно, технологически, финансами.
5.1. Предприятие, его внутренняя и внешняя среда
Экономические агенты подразделяются на две группы: производители и потребители. Первые называются предприятиями или фирмами.
Фирма (ит.: «подпись на бумаге») – это экономический агент (хозяйствующая единица), который занимается хозяйственной, промышленной, торговой деятельностью и обладает обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью.
Понятие «фирма» несколько шире понятия «предприятие», поскольку может использоваться применительно и к одному и к нескольким предприятиям, объединенным организационно, технологически, финансами.
Основные признаки фирмы таковы:
В отличие от рыночного порядка, предполагающего спонтанный характер связей, фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. В рыночной экономике действуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые; рыночная экономика исключает диктат, фирмы предполагают единоначалие, основываются на административных формах управления.
На деятельность фирмы можно смотреть с двух сторон: индивидуальной и общественной.
С точки зрения индивидуальных целей – ее деятельность направлена на максимизацию прибыли. Отсюда она заинтересована в максимально высоких ценах на свою продукцию, низких – на ресурсы. С другой стороны, предприниматель выполняет общественную функцию: создание продукции, изучение потребностей общества, их удовлетворение.
Стремление предпринимателя
преуспеть порождает
Для снижения степени риска и управления им используются меры защитного характера.
Один из способов – диверсификация (diverse – разнообразие): производство нескольких видов продукции. Риск можно уменьшить с помощью самострахования – для этого создается специальный резервный фонд. Одним из способов является хеджирование (hedge – огораживать) – страхование от возможных потерь при колебании цены товара на рынке посредством купли фьючерсных контрактов.
Каждый предприниматель взаимодействует с окружающей средой, от функционирования которой зависят его успехи и степень риска. Внутренняя среда складывается из отношений между собственниками капитала, менеджерами и наемными работниками.
Внешняя среда включает в себя отношения:
5.2. Формы
организации
В зависимости от основной
цели предприятия делятся на коммерческие
и некоммерческие. В случаях, когда
частные коммерческие или государственные
предприятия не могут обеспечить
удовлетворение индивидуальных и общественных
потребностей, создаются и функционируют
частные некоммерческие предприятия.
К ним относятся добровольные
благотворительные организации, природоохранные
общества, организации помощи инвалидам,
ассоциации потребителей, различные
союзы и т. д., создаваемые, как
правило, в сфере социальных услуг.
Учреждения таких предприятий является
результатом частной
По виду и характеру деятельности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия.
По размерам предприятия выделяют малые, средние, крупные и особо крупные.
Роль малых предприятий в рыночной экономике характеризуется:
Средние фирмы, в отличие от мелких, не так многочисленны. Они, как правило, захватывают отдельные сегменты рынка и придерживаются «нишевой» специализации.
Хотя основное число предприятий во всех странах представлено мелкими и средними, ведущая роль в экономике, несмотря на относительно небольшое их количество, принадлежит крупным предприятиям.
Крупные предприятия обладают как достоинствами, так и недостатками. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:
По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и кооперативные предприятия.
Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. В качестве организатора производства и учредителя здесь выступает государство (или муниципалитет). Обычно государственные предприятия функционируют в сферах хозяйственной деятельности, которые не привлекают частный бизнес по причине чрезмерно больших первоначальных капиталовложений, инвестиций с большим сроком окупаемости, общественной значимости производимой продукции. Государство берет на себя это производство в целях более полного удовлетворения общественных потребностей и стимулирования НТП.
Удельный вес государственных
предприятий в общем выпуске
промышленной продукции колеблется
в разных странах от 20 до 25 %. Большая
часть государственных
Особый статус имеют унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Их имущество является государственной или муниципальной собственностью и не может быть разделено по долям, паям. По характеру прав, на основании которых за унитарными предприятиями закрепляется неделимое имущество, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Различие между ними состоит в том, что первые более самостоятельны: они не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на федеральном уровне. Государство несет ответственность по обязательствам этих предприятий.
Производственные кооперативы основаны на частно-коллективной форме собственности. Кооператив представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности. Собственники средств производства в таких предприятиях одновременно являются и работниками. Поэтому их доходы состоят из двух источников: заработной платы и прибыли.
Основную долю товаров и услуг в развитых странах производят предприятия, принадлежащие частным лицам. Частное предприятие может быть организовано в трех основных правовых формах: индивидуального предприятия, где собственником капитала является один человек; партнерства на паях (товарищества), где соединяется капитал нескольких лиц; акционерного общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой – акцией.
По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
В хозяйственной практике
различных стран сложились
5.3. Производственная
функция и ее свойства. Общий,
средний и предельный продукт
переменного фактора
Производство есть процесс
преобразования производственных ресурсов
в готовую продукцию. Задача фирмы
– наиболее эффективно использовать
ресурсы, получить от них наибольшую
отдачу. Это характеризуется производст
Q=f(x1, x2, x3, … xn),
где x1, x2, x3, … Xn – виды ресурсов.
Свойства производственной функции:
Производственный процесс
протекает во времени. Исходя из этого,
можно рассматривать два
Краткосрочный период – это такой период, в течение которого производители в состоянии изменить какую-то часть применяемых ресурсов. Он слишком краток для изменения у предприятия производственной мощности, но достаточен, чтобы изменить степени ее загрузки. Факторы производства (труд, сырье, вспомогательные материалы и др.), которые могут быть изменены в рамках краткосрочного периода, называют переменными (variable). Все неизменные факторы – постоянными (fixed).
Долгосрочный период – это такой период, когда фирма может изменить все вводимые ресурсы и технологию, осуществить реорганизацию, модернизацию, принципиально расширить или сократить производство. В этом периоде все факторы производства являются переменными.
Результатом производственного процесса является продукт. В рамках простейшего экономического анализа изучают общий (совокупный), средний и предельный продукт переменного фактора.
Общий
продукт переменного фактора (
В практике хозяйствования замечена такая тенденция, которая сформулирована как закон убывающей отдачи факторов производства или закон убывающей предельной производительности. Его суть заключается в том, что увеличение использования одного из факторов при фиксированной величине других приводит к последовательному снижению отдачи от его применения.
Средний продукт переменного фактора APV – отношение TPV к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора:
В связи с этим исследуется предельный продукт переменного фактора MPV – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного фактора.
Информация о работе Предприятие, его внутренняя и внешняя среда