Предприятие, его внутренняя и внешняя среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Экономические агенты подразделяются на две группы: производители и потребители. Первые называются предприятиями или фирмами.
Фирма (ит.: «подпись на бумаге») – это экономический агент (хозяйствующая единица), который занимается хозяйственной, промышленной, торговой деятельностью и обладает обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью.
Понятие «фирма» несколько шире понятия «предприятие», поскольку может использоваться применительно и к одному и к нескольким предприятиям, объединенным организационно, технологически, финансами.

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 254.34 Кб (Скачать)

5.1. Предприятие,  его внутренняя и внешняя среда

Экономические агенты подразделяются на две группы: производители и  потребители. Первые называются предприятиями  или фирмами.

Фирма (ит.: «подпись на бумаге») – это экономический агент (хозяйствующая единица), который занимается хозяйственной, промышленной, торговой деятельностью и обладает обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью.

Понятие «фирма» несколько  шире понятия «предприятие», поскольку  может использоваться применительно  и к одному и к нескольким предприятиям, объединенным организационно, технологически, финансами.

Основные признаки фирмы  таковы:

  1. Фирменное наименование на государственном языке страны, в которой фирма зарегистрирована. Оно может быть полным и сокращенным, переведенным на другие языки.
  2. Со дня регистрации фирма приобретает статус юридического лица. В качестве юридического лица она действует на основании государственного законодательства, ее учредительских документов (устава, учредительского договора), имеет собственную отчетность, печать, штамп и товарные реквизиты; может открывать филиалы и представительства; выступает истцом и ответчиком в суде, арбитраже.
  3. Торговая марка (trade mark) – обозначение, размещаемое непосредственно на товаре или на его упаковке. Юридически зарегистрированная торговая марка является товарным знаком. Фирменный товарный знак может быть выражен шрифтовым способом, графикой, особым символом. Торговый знак выполняет функцию гарантии качества товара и рекламы. Порядок приобретения права на товарный знак, его исполнение и защита устанавливается законодательством страны.
  4. Образ фирмы и ее стиль, достигаемые при помощи логотипа – специального шрифта для написания названия фирмы, лозунга, девиза, гимна, специальных полиграфических обозначений в рекламных объявлениях. Основная задача фирменного образа и стиля – сделать товары узнаваемыми и отличными от товаров других фирм.

В отличие от рыночного  порядка, предполагающего спонтанный характер связей, фирмы базируются на иерархическом принципе организации  экономической деятельности. В рыночной экономике действуют косвенные  методы контроля, на фирме – прямые; рыночная экономика исключает диктат, фирмы предполагают единоначалие, основываются на административных формах управления.

На деятельность фирмы  можно смотреть с двух сторон: индивидуальной и общественной.

С точки зрения индивидуальных целей – ее деятельность направлена на максимизацию прибыли. Отсюда она заинтересована в максимально высоких ценах на свою продукцию, низких – на ресурсы. С другой стороны, предприниматель выполняет общественную функцию: создание продукции, изучение потребностей общества, их удовлетворение.

Стремление предпринимателя  преуспеть порождает конкуренцию. Она требует от предпринимателя  высокой отдачи, способности быстро реагировать на нужды общества и  НТП. Предприниматель всегда действует  в условиях неопределенности, неустойчивости и риска.

Для снижения степени риска  и управления им используются меры защитного характера.

Один из способов – диверсификация (diverse – разнообразие): производство нескольких видов продукции. Риск можно уменьшить с помощью самострахования – для этого создается специальный резервный фонд. Одним из способов является хеджирование (hedge – огораживать) – страхование от возможных потерь при колебании цены товара на рынке посредством купли фьючерсных контрактов.

Каждый предприниматель  взаимодействует с окружающей средой, от функционирования которой зависят  его успехи и степень риска. Внутренняя среда складывается из отношений  между собственниками капитала, менеджерами  и наемными работниками.

Внешняя среда включает в  себя отношения:

  • с другими предпринимателями. Хотя и существует конкуренция, но банкротство одних предприятий может вызвать цепочку банкротств;
  • с биржами – организационными центрами рыночной экономики;
  • с кредитно-денежной системой – через нее осуществляется движение финансовых ресурсов;
  • со страховыми компаниями;
  • с Министерством финансов, которому выплачиваются налоги;
  • с такими агентствами, как:
    • Центральный эмиссионный банк;
    • Экспортно-импортный банк;
    • Государственный пенсионный фонд и т. д.

5.2. Формы  организации предпринимательства

В зависимости от основной цели предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. В случаях, когда  частные коммерческие или государственные  предприятия не могут обеспечить удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей, создаются и функционируют  частные некоммерческие предприятия. К ним относятся добровольные благотворительные организации, природоохранные  общества, организации помощи инвалидам, ассоциации потребителей, различные  союзы и т. д., создаваемые, как  правило, в сфере социальных услуг. Учреждения таких предприятий является результатом частной инициативы. Их ресурсы формируются за счет частных  пожертвований, государственных дотаций, членских взносов, добровольного труда  членов данных организаций. Им, как  правило, предоставляются налоговые  льготы. Извлечение прибыли у таких  предприятий не является целью.

По виду и характеру  деятельности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия.

По размерам предприятия выделяют малые, средние, крупные и особо крупные.

Роль малых предприятий в рыночной экономике характеризуется:

  1. гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры;
  2. многочисленностью;
  3. постоянной поддержкой конкуренции благодаря их многочисленности и гибкости, низкими издержками производства из-за отсутствия расходов на управленческий аппарат и т. д.;
  4. быстрым обновлением.

Средние фирмы, в отличие от мелких, не так многочисленны. Они, как правило, захватывают отдельные сегменты рынка и придерживаются «нишевой» специализации.

Хотя основное число предприятий  во всех странах представлено мелкими  и средними, ведущая роль в экономике, несмотря на относительно небольшое  их количество, принадлежит крупным предприятиям.

Крупные предприятия обладают как достоинствами, так и недостатками. Преимущества крупных фирм состоят  в следующем:

  1. только крупным фирмам доступно массовое и серийное производство;
  2. они имеют финансовые возможности для освоения достижений НТП, создания новых отраслей, проведения научно-исследовательских работ;
  3. крупные фирмы характеризуются устойчивостью, как правило, они физически не ликвидируются, а лишь меняют владельцев;
  4. им доступна экономия на масштабах производства.

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и кооперативные предприятия.

Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. В качестве организатора производства и учредителя здесь выступает государство (или муниципалитет). Обычно государственные предприятия функционируют в сферах хозяйственной деятельности, которые не привлекают частный бизнес по причине чрезмерно больших первоначальных капиталовложений, инвестиций с большим сроком окупаемости, общественной значимости производимой продукции. Государство берет на себя это производство в целях более полного удовлетворения общественных потребностей и стимулирования НТП.

Удельный вес государственных  предприятий в общем выпуске  промышленной продукции колеблется в разных странах от 20 до 25 %. Большая  часть государственных предприятий  сосредоточена в добывающих отраслях, общественном транспорте, строительстве  дорог и т. д.

Особый статус имеют унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Их имущество является государственной или муниципальной собственностью и не может быть разделено по долям, паям. По характеру прав, на основании которых за унитарными предприятиями закрепляется неделимое имущество, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Различие между ними состоит в том, что первые более самостоятельны: они не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на федеральном уровне. Государство несет ответственность по обязательствам этих предприятий.

Производственные  кооперативы основаны на частно-коллективной форме собственности. Кооператив представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности. Собственники средств производства в таких предприятиях одновременно являются и работниками. Поэтому их доходы состоят из двух источников: заработной платы и прибыли.

Основную долю товаров  и услуг в развитых странах  производят предприятия, принадлежащие  частным лицам. Частное предприятие может быть организовано в трех основных правовых формах: индивидуального предприятия, где собственником капитала является один человек; партнерства на паях (товарищества), где соединяется капитал нескольких лиц; акционерного общества (корпорации), где пай каждого подтверждается ценной бумагой – акцией.

По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

В хозяйственной практике различных стран сложились также типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий: картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, конгломераты, финансово-промышленные группы, консорциумы.

5.3. Производственная  функция и ее свойства. Общий,  средний и предельный продукт  
переменного фактора

Производство есть процесс  преобразования производственных ресурсов в готовую продукцию. Задача фирмы  – наиболее эффективно использовать ресурсы, получить от них наибольшую отдачу. Это характеризуется производственной функцией. Она показывает максимально возможный объем продукции, который может быть получен при данных ресурсах:

Q=f(x1, x2, x3, … xn),

где x1, x2, x3, … Xn – виды ресурсов.

Свойства производственной функции:

  1. существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного фактора при прочих равных условиях;
  2. существует определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость.

Производственный процесс  протекает во времени. Исходя из этого, можно рассматривать два периода: краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период – это такой период, в течение которого производители в состоянии изменить какую-то часть применяемых ресурсов. Он слишком краток для изменения у предприятия производственной мощности, но достаточен, чтобы изменить степени ее загрузки. Факторы производства (труд, сырье, вспомогательные материалы и др.), которые могут быть изменены в рамках краткосрочного периода, называют переменными (variable). Все неизменные факторы – постоянными (fixed).

Долгосрочный  период – это такой период, когда фирма может изменить все вводимые ресурсы и технологию, осуществить реорганизацию, модернизацию, принципиально расширить или сократить производство. В этом периоде все факторы производства являются переменными.

Результатом производственного  процесса является продукт. В рамках простейшего экономического анализа  изучают общий (совокупный), средний  и предельный продукт переменного  фактора.

Общий продукт переменного фактора (Total product – TP) – это объем продукции, производимой при определенном количестве данного фактора и прочих неизменных факторах производства.

В практике хозяйствования замечена такая тенденция, которая  сформулирована как закон убывающей отдачи факторов производства или закон убывающей предельной производительности. Его суть заключается в том, что увеличение использования одного из факторов при фиксированной величине других приводит к последовательному снижению отдачи от его применения.

Средний продукт переменного фактора APV – отношение TPV к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора:

В связи с этим исследуется предельный продукт переменного фактора MPV – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного фактора.

Информация о работе Предприятие, его внутренняя и внешняя среда