Предмет и метод административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Наука административного права – это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. Деятельность по накоплению, систематизации и развитию знаний в данной области осуществляют прежде всею ученые-административисты.

Содержание

Введение
1 Место административного права в системе прав Республики Казахстан
2 Предмет и метод административного права
3 Понятие административно – правовых норм и их особенности
4 Понятие административно-правовых отношений, виды и их особенности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Административное право - предмет и метод.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

    Введение 

1 Место административного права в системе прав  Республики Казахстан

2  Предмет  и метод  административного  права 

3 Понятие  административно – правовых норм  и их особенности

4 Понятие административно-правовых отношений, виды  и их особенности

    Заключение 

   Список использованных источников 

 

 

Введение

 

Одной из важнейших задач  любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Особенно важно это в  современных условиях, когда при  переходе к рыночным отношениям значительно корректируются все отрасли отечественного права, включая и административное.

Наука административного  права – это система научных  представлений, знаний и теоретических  положений о закономерностях, действующих  в сфере административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. Деятельность по накоплению, систематизации и развитию знаний в данной области осуществляют прежде всею ученые-административисты.

На основе анализа  точек зрения, имеющихся в теории права и отраслевых юридических  науках, обобщения административного  законодательства и практики его  применения можно сделать вывод  о том, что предмет познания науки  административного права охватывает следующие

основные элементы: предмет  отрасли права, административно-правовые категории, практику органов исполнительной власти, историю развития административного  права как отрасли права и  как науки, а также метод науки  административного права. Все эти  элементы изучаются в единстве, поскольку они тесно взаимосвязаны и образуют целостный, системный предмет науки (его можно интерпретировать и как объект, исследуемый наукой административного права).

Предмет отрасли административного  права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Наука административного  права, кроме того, немалое внимание уделяет административно-правовым категориям как наиболее общим понятиям в административном праве (например, выявлению объема понятий исполнительной власти, государственного управления, государственной службы, должностного лица, административного взыскания и многих других). Эти категории (и понятия) входят в административно-правовые нормы и акты, выражая сущность регулируемых ими общественных отношений. Невозможно дать правильное описание и толкование правовых норм и правоотношений, не познав предварительно смысл административно-правовых категорий. Поэтому они представляют большую ценность для административно-правовой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Место административного  права  в системе прав  Республики Казахстан

 

В юридическом смысле под властью обычно подразумевают  право, возможность и полномочия субъекта (органа, должностного лица, представителя  власти и др.) подчинять кого-либо своей воле; распоряжаться чьими-либо действиями; признание одного властвующим, управляющим, а другого подвластным, управляемым. В общественных отношениях, которые складываются в социальной сфере между людьми и их объединениями, между обществом и личностью, государством и гражданином, управляющую сторону называют субъектом, а управляемую – объектом управления. Объекты управления могут находиться в полном (организационном) или некотором подчинении субъекту управления. Управляющее воздействие на участников какой-либо деятельности, на сознательно-волевое поведение людей, на организацию общественных отношений для достижения определенных целей оказывают как государственные, так и негосударственные органы. Поэтому управление в социальной сфере делится на два вида: государственное и негосударственное. Отношения между субъектом и объектом управления характеризуются взаимными правами и обязанностями, а также существующими видами ответственности за свое поведение.

Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РК по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Однако объем их государственно-управленческих (административных1) полномочий неодинаков, что объясняется существующим государственным устройством страны.

Сущность и структура  государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.

Функциями органов законодательной  власти являются: законодательная, т.е. подготовка и принятие законов, и  контрольная – в отношении  органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией.

Цели, функции и задачи государства, на реализацию которых  направлена деятельность органов исполнительной власти, закреплены в законодательстве, прежде всего в Конституции.

Функции органов исполнительной власти – исполнять законы и следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательные органы разрабатывают и принимают законы, органы исполнительной власти их исполняют, претворяют в жизнь. Последние наделены правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, и издавать нормативные правовые акты, а также ненормативные акты – акты применения права (например, приказы или распоряжения о назначении государственных служащих на соответствующие должности). Все эти решения и акты должны основываться на законах и соответственно конкретизировать и развивать их, т.е. быть подзаконными. Деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации называется распорядительной.

Основными направлениями  деятельности (функциями) органов исполнительной власти являются:

- прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной;

- планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управляемой деятельности;

- организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание органов управления, определение их функций, подчиненности, прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т.д.);

- правовое регулирование – установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;

- общее руководство и оперативно-распорядительная работа;

- предварительная и текущая координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;

- контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер, в том числе к нарушителям установленного порядка;

учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности и, в частности, ее конечных результатов.

Перечисленные функции  характерны для структур исполнительной власти. Их подробное исследование и совершенствование – предмет теории социального управления и ее государственно-правовой модификации – теории государственного управления, выделившейся из теории административного права, но теснейшим образом с ней взаимодействующей, равно как и с практикой администрирования.

Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления, включающий выработку и принятие решения, организацию его исполнения, контроль за исполнением и подведение итогов. Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы. В процессе реализации их полномочий обеспечиваются права, обязанности и законные интересы физических и юридических лиц, нормальная деятельность различных организаций государственного и негосударственного секторов экономики. Вот почему вопрос об устройстве исполнительной власти относится к числу важнейших в формировании эффективной казахстанской государственности.

 

 

2  Предмет  и метод  административного  права 

 

Предметом каждой отрасли  права является определенная сфера  общественных отношений (человеческих связей), регулирование которых осуществляется нормами этой отрасли права. Административное право – одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Поэтому при изучении предмета данной отрасли права необходимо прежде всего уяснить, что такое исполнительная власть, в чем ее сущность и социальное назначение.

Предмет административного права составляет широкий круг общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при осуществлении государственного управления. По своей направленности и целям регулирования их нормами административного права управленческие отношения могут быть как внешними, так и внутриорганизационными.

Внешними называются отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия органов исполнительной власти, так как управляющее воздействие  со стороны органов исполнительной власти оказывается на волю и поведение  управляемых внешних объектов. Внешними считаются отношения:

- между органами исполнительной власти и гражданами;

- между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении предприятиями, учреждениями и организациями;

- между органами исполнительной власти и органами судебной власти;

- между органами исполнительной власти и негосударственными организациями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Внутренние (внутриорганизационные  или внутрисистемные) управленческие отношения возникают в процессе деятельности не только органов исполнительной власти, и субъектов законодательной (представительной) и судебной властей, а также органов прокуратуры при руководстве ими их аппаратами.

Право всегда регулирует общественные отношения, пользуясь различными методами. Каждая отрасль права имеет свой собственный метод, под которым понимается совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений. Метод находится в неразрывном единстве с предметом правового регулирования. Если предметом отрасли является круг регулируемых общественных отношений, то метод показывает, с помощью каких средств, приемов и способов осуществляется это правовое регулирование.

Любая отрасль права использует такие способы регулирующего воздействия на общественные отношения, как распоряжение (повеление), запрет, дозволение.

Государственное предписание  в виде распоряжения (повеления) –  это возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы.

Запрет – это  возложение на участников общественных отношений юридической обязанности  воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение – это разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.

Совокупность названных  способов составляет содержание метода отрасли права, но удельный вес каждого из них в той или иной отрасли права различный. Например, в гражданском праве преобладает дозволение. Для административного же права характерно то, что булыпая часть его норм, регулирующих возникновение, изменение и прекращение управленческих общественных отношений, имеет повелительный (императивный) характер. Это обусловлено сущностью регулируемых общественных отношений. Как уже указывалось, по своей сути они являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть – подчинение». Нормы в виде распоряжений (повелений) выражают государственную волю, побуждают и принуждают участников управленческих общественных отношений к определенному виду действий или видам правомерного поведения. Особо следует подчеркнуть, что данное требование в равной мере распространяется на органы исполнительной власти и в тех случаях, когда они излают своп нормативные правовые акты в целях реализации задач и функций государства. Эти правомерные действия они вправе совершать на основании закона или соответствующего подзаконного акта, но при этом обязаны действовать в пределах своей компетенции и с соблюдением установленных процедур.

Информация о работе Предмет и метод административного права