Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:08, реферат
Орган исполнительной власти – это организационно-правовой институт, представляющий собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которого реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства. Этот институт имеет свою структуру, компетенцию, наделен оперативной самостоятельностью для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Основная задача органов исполнительной власти – осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.
1. Правовой статус Правительства
РФ и федеральных органов
Орган исполнительной власти
– это организационно-правовой институт,
представляющий собой структурно обособленную
единицу государственной
Административная
Основными чертами, характеризующими административно-правовой статус органов исполнительной власти, являются:
· наличие установленных правовыми нормами задач, функций и компетенции, содержание и объем которых определяет место органа в системе исполнительной власти;
· организационная, функциональная и юридическая обособленность;
· подчиненность
по линейному или функциональному
принципу в иерархическом порядке,
подотчетность и
· оперативная самостоятельность в пределах компетенции;
· подзаконный характер деятельности, т.е. на основе и во исполнение закона;
· подконтрольность (в пределах и порядке определенном законом) законодательным и судебным органам и поднадзорность прокуратуре по вопросам законности действий и решений;
· право издания правовых актов определенного вида и юридической силы;
· способ образования, реорганизации и упразднения;
· финансирование из государственного бюджета (федерального или местного);
· оформление правового статуса этого органа положением, утверждаемым вышестоящим органом, или законом.
Ядро административно-
Компетенция различных органов
отличается по объему, т.е. по нормативно
закрепленному перечню
Основными чертами компетенции органа исполнительной власти являются[2]:
а) нормативное происхождение: она возникает на основе четко сформулированной нормы, определяющей ее объем;
б) императивность: устанавливается
нормативным путем для
в) неотчуждаемость: компетенция как сфера императивных полномочий не может быть передана, за исключением предусмотренных законом случаев делегирования полномочий. Делегирование должно осуществляться только на основе закона и при наличии целесообразности посредством нормативно-правового акта с указанием причин передачи полномочий. Делегирование носит временный характер и орган, делегировавший исполнительно-распорядительные полномочия в любой момент может вернуть их обратно.
Обязанности органов исполнительной власти можно подразделить на общие и специальные. К общим в соответствии с действующим законодательством относятся обязанности действовать на основе принципов законности, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности. Специальные обязанности связаны со спецификой функций органов исполнительной власти и определяются соответствующими законами и положениями.
К федеральным органам исполнительной власти РФ относятся:
· Президент (администрация Президента);
· Правительство РФ;
· федеральные министерства;
· государственные комитеты, службы;
· федеральные комиссии, надзоры;
· российские агентства.
Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти, а именно:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Правительства РФ и федеральных министров;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
назначает и освобождает высшее военное командование;
является Верховным
утверждает военную доктрину РФ;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
в установленном законом
порядке может вводить
Федеральным органом общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть в России, является Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти. Правительство также правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.
Правовое положение
Правительство Российской Федерации
– коллегиальный орган. В состав
Правительства входят Председатель
Правительства, его заместители
и федеральные министры. Председатель
Правительства назначается
Правительство Российской Федерации согласно Конституции обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства:
· Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности и борьбе с преступностью.
По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Министерство Российской
Федерации является центральным
органом федеральной
Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти). В министерстве образуется совещательный орган – коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций.
Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности.
Федеральные службы и агентства
России и другие федеральные органы
исполнительной власти осуществляют специальные
исполнительные, контрольные, разрешительные
или надзорные функции. Эти органы
создаются Президентом
2. Административная юстиция:
практика зарубежных
Под административной юстицией принято понимать рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (административными органами) по вопросам их властной деятельности. Можно сказать иначе: административная юстиция – это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.
Возможны и иные определения. Но подавляющее большинство ученых называет следующие признаки административной юстиции:
1) это – правосудие, т.е.
деятельность судов в
2) она состоит в рассмотрении и разрешении споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;
3) это споры по поводу законности и обоснованности властных действий (бездействия)[3].
Различаются четыре варианта организации административной юстиции: «административный», общесудебный, «квазисудебный» и административно-судебный[4].
Первый вариант предполагает,
что органы административной юстиции
входят в систему органов
«Квазисудебный» (англо-американский) вариант организации административной юстиции предполагает создание системы подконтрольных судам общей юрисдикции специальных трибуналов по рассмотрению административных споров, не включенных в судебную систему. При этом административные споры могут рассматриваться не только административными трибуналами, но и судами общей юрисдикции.
Административно-судебный («германский»)
вариант характеризуется
При общесудебном варианте рассмотрение жалоб по административным спорам осуществляется судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса (применяется в настоящее время в России). Бахрах Д.Н. считает, что надо разделять понятия «административная юстиция» и «административное судопроизводство»[5]. По его мнению, в России в основном административная юстиция осуществлялась и осуществляется сейчас по нормам гражданско-процессуального права. В судах общей юрисдикции эта деятельность регламентируется подразделом 3 «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела 2 ГПК РФ (статьи 245-261). В этих случаях административная юстиция осуществляется в гражданско-процессуальной форме, является гражданским судопроизводством. Административное судопроизводство осуществляется в порядке, регламентируемом нормами административного права.
Как уже было указано выше, в ряде стран административная юстиция осуществляется в порядке гражданского, а в иных – в порядке административного судопроизводства. Основное отличие между административной юстицией и административным судопроизводством состоит в том, что первая может быть и гражданским (арбитражным), и административным судопроизводством.
Второе отличие
Третье отличие: в рамках
административного
Четвертое отличие: рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность ограничивающих их права нормативных актов – тоже разновидность административной юстиции. Но это – конституционное, а не административное судопроизводство.
Хазанов С.Д. считает, что
категория «административное
Во-первых, характер правоотношений, возникших между сторонами, свойства защищаемых и оспариваемых интересов.
Во-вторых, характер реализуемых органом публичной власти полномочий (очевидно, это не должны быть уголовно-процессуальные полномочия или полномочия, спор о применении которых должен разрешаться в иной процессуальной форме, например, конституционного судопроизводства).
Информация о работе Правовой статус Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти