Правовой статус политической партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:24, реферат

Описание работы

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу.

Содержание

1. Понятие политической партии.
2. Правовой статус политической партии

Работа содержит 1 файл

Административное право.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

2. Создание и ликвидация  политических партий

Свобода образования и  деятельности политических партий в  России конституционно признанна. Возникает, однако, важный в теоретическом и  практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или  она может быть в той или  иной мере ограничена. В современной  конституционной доктрине по вопросу  о свободе образования политических партий существуют две противоположные  точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают, что эта  свобода должна быть абсолютной, ибо  любое ограничение означает отрицание  демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий как неотъемлемый признак  демократического правового государства, вместе с тем отстаивают право  этого государства защищать демократический  конституционный строй. «Следовательно, перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти границы, то есть соблюсти разумный баланс между свободой политических партий и требованиями защиты демократии».

С принятием ФЗ «О политических партиях» положен предел дроблению  политических сил, искусственному созданию множества «карликовых» политических объединений, партий - «однодневок».

Установленные законом требования, предъявляемые к политическим партиям, менялись принятыми поправками: теперь для регистрации необходимо наличие  региональных отделений более чем  в половине субъектов Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 50000 граждан РФ (вместо 10000 в первоначальном варианте, при этом более чем в половине субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не менее 500 членов политической партии (вместо 100), а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 250 членов партии (вместо 50); при этом руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Согласно концепции закона, в России предусматриваются создание и деятельность только общероссийских партий. В течение двух лет общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу ФЗ «О политических партиях», были вправе преобразоваться в политические партии в соответствии с законом. В тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и местные  политические общественные объединения  либо трансформировались в структурные  подразделения новых политических партий, либо утратили статус политического  объединения и стали действовать  как общественные объединения на основании их уставов, которые будут  применяться в части, не противоречащей комментируемому Федеральному закону.

Эти положения стали новеллой в партийном праве. Появились  разные мнения об отмене региональных политических партий. Прибыловский отмечает, что: «ликвидируя региональные партии, президент и его советники преследовали, возможно, благую цель: не стимулировать политический регионализм или сепаратизм. Хотя позволительно и заподозрить их все в том же желании упростить задачу борьбы с возможной оппозицией и укрепить пресловутую «исполнительную вертикаль». Но на самом деле существование легальных форм деятельности оппозиции, даже сепаратистского толка, скорее укрепляет федеративные и многонациональные государства. Конечно, у регионального и этнического сепаратизма в России есть более глубокие корни, чем отсутствие или наличие легальных форм политической самоорганизации. Но запрет такой возможности будет только способствовать его экстремистским формам».

Кроме этого, статья 9 Федерального закона «О политических партиях» предусматривает  еще ряд запретов, ограничений  на создание политических партий. «Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых  направлены на осуществление экстремистской деятельности». Также «не допускается  создание политических партий по признакам  профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Деятельность политических партий также  не должна нарушать права и свободы  граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Так же Закон запрещает  создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и  структурных подразделений указанных  партий. Членами российских политических партий не вправе быть иностранные  граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон в статье 26 разрешает политическим партиям  устанавливать и поддерживать международные  связи с политическими партиями и иными общественными объединениями  иностранных государств, вступать в  международные союзы и ассоциации. Представляется, что такие права  сводят на нет указанные выше запреты  и ограничения.

Аналогичным образом право  политических партий создавать объединения  и союзы с иными общественными  объединениями, в том числе вступать с ними в избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических партий по признакам  профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, поскольку для общественных объединений  таких ограничений не установлено.

В соответствии с Законом  политическая партия может быть создана  на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в  политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного  движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается  создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в  политическую партию образование организационного комитета необязательно. Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные  граждане, лица без гражданства, а  также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность  приостановления членства в политической партии может устанавливаться для  определенных категорий граждан  Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может  состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного  проживания.

Политические партии и  их региональные отделения подлежат государственной регистрации и  наделяются в связи с этим правами  юридического лица. При этом регистрация  региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более  чем в половине субъектов Федерации  не позднее чем через шесть  месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной  регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется.

Государственная регистрация  политических партий и их региональных отделений осуществляется «в соответствии с Федеральным законом «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  с учетом установленного настоящим  Федеральным законом специального порядка государственной регистрации  политической партии и ее региональных отделений».

В ст. 15 ФЗ «О политических партиях» установлены сроки регистрации  регистрирующим органом (на данный момент Министерством юстиции РФ) партии.

Существенной новацией Федерального закона «О политических партиях» является возложение на регистрирующие органы обязанности по контролю за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации. Ранее, по ФЗ «Об общественных объединениях» надзор за соблюдением политическими общественными объединениями и их структурными подразделениями законодательства осуществляли органы прокуратуры.

Статья 38 Федерального закона «О политических партиях» наделяет регистрирующие органы также правом вносить в  суд заявления о приостановлении  деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения  или иного зарегистрированного  структурного подразделения. Ранее  в соответствии с Федеральным  законом «Об общественных объединениях»  такое право предоставлялось  Генеральному прокурору РФ и прокурорам соответствующих субъектов Федерации.

В целях обеспечения демократических  принципов в организации и  деятельности политических партий Законом  предусматриваются требования к  их уставам. «Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость  руководящих органов политических партий, а также демократическую  процедуру принятия решений, в том  числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может  быть приостановлена.

«В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный  регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с  указанием допущенных нарушений  и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа»

Важным положением является то, что со дня официального опубликования  решения о назначении выборов  депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление  деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов  соответствующих выборов.

Подобные положения распространяются и на региональные отделения политической партии.

Существует ряд последствий  приостановления деятельности политической партии, запрещается: пользование средствами массовой информации; организовывать и проводить собрания, митинги, шествия  и иные подобные мероприятия; принимать  участие в выборах и референдумах; использовать банковские вклады (за исключение некоторых операций, например уплата налогов и штрафов). Но основным последствием является ликвидация политической партии.

Политическая партия ликвидируется  по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

1) если она не соответствует  ограничениям на создание и  деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;

2) при не устранении  в установленный срок нарушений,  послужившим для приостановлении деятельности политической партии;

3) неучастие политической  партии в выборах в течении пяти лет подряд;

4) отсутствие региональных  отделений политической партии  численностью не менее 500 человек  более чем в половине субъектов  Российской Федерации, а так  же отсутствие числа членов  равного пятидесяти тысячам.

Решение может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению  её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие  делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с её уставом.

В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом  и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства  о государственной регистрации  и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра  юридических лиц.

Рассмотренная правовая регламентация  порядка образования, ликвидации и  приостановление деятельности политических партий в современном Российском государстве свидетельствует о  довольно широком правовом регулировании  этих вопросов. Эта регламентация  преследует две основные цели: гарантировать  свободу образования деятельности политических партий, соблюдения принципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможность  злоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средства должны соответствовать принципам  демократического правового государства. «В ряде стран это требование соблюдается  далеко не последовательно, (особенно в отношении адекватности ограничительных  репрессивных средств)». Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современного российского  законодательства о политических партиях  характерна тенденция к установлению данного соответствия.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Европейская конвенция  о защите прав человека и  основных свобод от 04.09.50.(с изменениями  на 11.05.94.), ратифицирована ФЗ от 30.03.98.

2. Конституция Российской  Федерации от 12.12.93.

3. Федеральный закон «О  политических партиях» принят  Государственной Думой 21.06.01., одобрен  СФ 29.06.01., подписан Президентом РФ 11.07.01

4. Федеральный закон «Об  общественных объединениях» принят  Государственной Думой 14.04.95., подписан  Президентом РФ 19.05.95

Информация о работе Правовой статус политической партии