Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:13, курсовая работа
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
раскрыть понятие «лицо, привлекаемое к административной ответственности»;
исследовать комплекс прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности;
проанализировать правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности;
рассмотреть вопрос о ненадлежащем извещении лица, как одному из наиболее часто встречающихся процессуальных нарушений, допускаемых административными органами при производстве по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»8 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ9) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В ст. 25.1 КоАП РФ ничего не говорится о праве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обжаловать действия и решения органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу. Однако общее право на подачу жалобы, обусловленное положениями ст. 45 и 46 Конституции РФ, предоставлено гражданам, в том числе и лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.
Рассмотрим конкретный случай нарушения права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из постановления
Санкт-Петербургского
В жалобе Л. просит судебные решения отменить, как необоснованные, поскольку транспортным средством не управлял, понятые при оформлении материала отсутствовали. Также указывает, что в протоколах не указано место их составления. Кроме того указывает, что был задержан одним сотрудником ГИБДД, а направлен на медицинское освидетельствование другим инспектором.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, и в его отсутствие может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 Кодекса, либо если у суда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у суда до рассмотрения дела должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении.
Из текста постановления мирового судьи от 4 июля 2011 г. усматривается, что дело об административном правонарушении в отношении Л. рассмотрено в его отсутствие, при этом в постановлении судья указал, что он извещен надлежащим образом.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Л. проживает по определенному адресу. Данные обстоятельства указаны в установочной части постановления и подтверждаются свидетельством о регистрации Л. по месту пребывания. Однако телеграмма о месте и времени рассмотрения дела направлена судьей по неверному адресу, в связи с чем была возвращена в суд с отметкой «не доставлена, адресат по указанному адресу не проживает».
Таким образом, дело было рассмотрено с нарушением прав Л. на защиту, в связи с чем постановление мирового судьи от 4 июля 2011 г. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Надлежащее извещение
лица, привлекаемого к
Вопрос о том, насколько существенный характер носят нарушения данной процедуры, является оценочным. Поэтому при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях принципиальное значение имеет детальная проверка соблюдения процедуры производства по таким делам. Ее несоблюдение административным органом исключает возможность привлечения соответствующих лиц к административной ответственности.
Административно-правовое регулирование охватывает все сферы жизнедеятельности человека и понимается как управление определенными процессами жизнедеятельности человека.
Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан, обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Под термином «лицо, привлекаемое к административной ответственности» следует понимать комплекс прав и обязанностей лиц, обоснованно подозреваемых и обвиняемых в совершении административного правонарушения. В этом случае лица, привлекаемые к административной ответственности, будут иметь сложный административно-правовой статус, позволяющий им реализовать широкий круг субъективных прав, свобод, нести и исполнять различные юридические обязанности в зависимости от целей и задач стадий производства по делам об административных правонарушениях. Что касается гарантий, то они в значительной мере касаются деятельности полномочных органов (должностных лиц), которые принимают необходимые меры по реализации прав и законных интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов.
Согласно ст. 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Лицо, привлекаемое к административной
ответственности, несмотря на многообразие
предоставленных ему прав, обязано
исполнять предписания
На практике административные органы часто допускают процессуальные нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях, одно из наиболее частых – ненадлежащее извещение лица. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, имеет существенное значение при рассмотрении дела об административном правонарушении. Поэтому следует уделять большое внимание как со стороны административного органа, так и со стороны суда не только на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия решения по данному делу.
Нормативно-правовые акты:
Специальная литература:
Материалы судебной практики:
1 Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
2 Мельников В.А. Право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту по новому законодательству РФ об административных правонарушениях: Монография. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2002. – С. 8.
3 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - С. 126.
4 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. - М. 2003. – С. 345.
5 Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – С. 445.
6 URL: http://www.echr.ru/documents/
7 Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - С. 605.
8 Вестник ВАС РФ. – 2004. - № 8.
9 Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. – Ст. 3012.
Информация о работе Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности