Правовой статус гражданина. Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.
Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности

Содержание

1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ 3
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 8
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Работа содержит 1 файл

Понятие правового статуса человека и гражданина+основания адм правонарушения +задачи.doc

— 83.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Основы правового статуса личности в РФ

 

 

Место и роль личности (человека и  гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и  другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию  правового статуса личности, который  позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе. 
     Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.1 
      Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов. 
      В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.ст. 2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса  личности закрепляются в Федеральных  конституционных Законах: 2

  • "О Конституционном суде Российской Федерации" (1994 г.);
  • "О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.);
  • "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах:
  • "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.);
  • "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.);
  • "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г. 
      Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

Роль права, в первую очередь, проявляется  именно в том, что оно своими нормами  поддерживает исторически обусловленное  место индивида (личности), хотя следует  помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется: 3

  • социально-экономическим положением государства;
  • степенью развитости и демократичности политического режима;
  • нравственными и иными условиями жизни общества.

Закрепляя необходимый, прежде всего  с точки зрения государства и  общества, комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина.  Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.

Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается  и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.). 
      Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст. 64 Конституции РФ).

Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного  правового статуса гражданина и  человека.

Конституционные права, свободы и  обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от частного индивидуального  положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.

Конституционные права, свободы и  обязанности предоставляются гражданам (так же как и иностранцам и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению ни со стороны Парламента, ни со стороны Президента РФ. 4

Конституционные (основные) права, свободы  и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему  взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус личности проникнут  наиболее общими принципами (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и должен учитываться при закреплении  и реализации определенных прав и  свобод другими отраслями права.

Сама Конституция подчеркивает роль и значение норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, и тем, что они входят как часть в основы конституционного строя (а большинство норм входят в гл. 2), и тем, что нормы Конституции, закрепляющие порядок формирования и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина. 
      Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека.  Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей. 
      Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства (ст.ст. 55, 56).

 

2. Понятие, признаки, основания административной ответственности

 
 
 Административная ответственность — один из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.5

Сущность административной ответственности  заключается в воздействии на правонарушителя, которое влечет за собой отрицательные для правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального (административный штраф) или личного (административный арест) характера. Цель этого воздействия — 
воспитание нарушителя, предупреждение правонарушений (общая и частная превенция).

Административная ответственность  сопровождается осуждением противоправного  поведения от имени государства  его полномочными органами и должностными лицами, государственной отрицательной  оценкой действий правонарушителя.

Административная ответственность  является эффективным средством  борьбы с правонарушениями, действенным  инструментом укрепления дисциплины и  организованности во всех сферах государственного управления.

 Общие признаки юридической ответственности:6

  • является средством охраны правопорядка;
  • нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм;
  • ее фактическим основанием является правонарушение; сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
  • неразрывно связана с государственным принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями (морального или материального характера), которые он обязан претерпеть;
  • реализуется в соответствующих процессуальных формах. Эти признаки характерны для любого вида ответственности: уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной (включая материальную).

Следует отметить, что юридическая  ответственность — это сложное  социально-правовое явление, рассматриваемое учеными в двух аспектах. 
 В позитивном (перспективном) — за будущие действия. В данном аспекте ответственность возникает у человека уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей.

В ретроспективном — за действия, уже совершенные. Наступает в результате нарушения нормы права, неисполнения, юридической обязанности.

Административная ответственность  выступает как разновидность  юридической ответственности и  административного принуждения. 
 Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;
  • мерой административной ответственности являются административные наказания, применяемые за совершение административных правонарушений;
  • административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц в судебном и внесудебном (административном) порядке;
  • административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;
  • применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность  предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются основание — административное правонарушение и мера — административное наказание.

Основание административной ответственности  — совершение административного  правонарушения (административного  проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения  физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ)7 — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Информация о работе Правовой статус гражданина. Административная ответственность