Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования - анализ теоретического, правового и организационно- управленческого состояния института режима чрезвычайного и военного положений в Российской Федерации на современном этапе, внесение предложений по совершенствованию его законодательной регламентации и повышению результативности предусмотренных им мер в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

1. Введение________________________________________________________________3
2. Понятие и виды административно- правовых режимов______________________5
3. Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ________________8
3.1. Понятие и содержание режима чрезвычайного положения__________8
3.2. Понятие и содержание режима военного положения________________14
3.3. Права и свободы граждан в условиях чрезвычайного и военного положения_________________________________________________________20
5. Заключение_____________________________________________________________29
6. Список используемой литературы__________

Работа содержит 1 файл

Никас.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

   • границы территории, на которой вводится военное положение. 

   Указ  Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. Указ Президента РФ о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации (пункт «б» ст. 102 Конституции РФ). 

   На  основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное  положение, применяются следующие  меры: 

   1) усиление охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности, охраны военных, важных  государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и природной среды; 

   2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и природной среды; 

   3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; 

   4) введение и обеспечение особого  режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней; 

   5) приостановление деятельности политических  партий, других общественных объединений,  религиозных объединений, ведущих  пропаганду и (или) агитацию, а  равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ; 

   6) привлечение граждан в порядке,  установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд  обороны, ликвидации последствий  применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; 

   7) изъятие в соответствии с федеральными  законами необходимого для нужд  обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; 

   8) запрещение или ограничение выбора  места пребывания либо места  жительства; 

   9) запрещение или ограничение проведения  собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; 

   10) запрещение забастовок и иных  способов приостановления или  прекращения деятельности организаций; 

   11) ограничение движения транспортных  средств и осуществление их  досмотра и тд.7

   За  нарушение положений настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения, а также за правонарушения, совершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 

   Военное положение, введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с настоящим Федеральным  конституционным законом, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения. 

   С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими. 

   В случае введения военного положения  на территории РФ или в отдельных  ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств-участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан. 

   3.3.  Права и свободы  граждан в условиях  чрезвычайного и  военного положения.

   В соответствии со ст. ст. 87 и 88 Конституции  РФ приняты Федеральные конституционные  законы "О чрезвычайном положении" и "О военном положении", которые являются правовой основой двух особых правовых режимов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах. 
Такими обстоятельствами являются агрессия или непосредственная угроза агрессии против России (для военного положения) или непосредственная угроза жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ (для чрезвычайного положения). К последним обстоятельствам относятся, например, попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.8 
В истории большинства государств, кризисы (война, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, стихийные бедствия и т.п.) вызывали необходимость временного ограничения отдельных прав и свобод граждан при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Законодательством большинства государств Европы в интересах обороны и национальной безопасности допускаются ограничения прав и свобод граждан в период чрезвычайного, военного (особого, осадного) положения.

   В современных условиях возможные  ограничения любых прав и свобод граждан должны соответствовать  международно-правовым нормам и осуществляться при неукоснительном соблюдении норм национального законодательства. Всеобщей декларацией прав человека (п. 2 ст. 29) закреплено, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Отсюда принципиальное требование, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены конституцией конкретного государства и соответствуют нормам международного права. В полной мере это распространяется и на ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного или военного положения.

     Даже при введении чрезвычайного или военного положения основные неотъемлемые права человека (на жизнь, достоинство личности, равноправие и отсутствие дискриминации, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту прав и свобод и др.) должны непременно соблюдаться. Характерно, что такой подход согласуется с закрепленной в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ нормой, согласно которой в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции РФ.9 
В этой связи интерес представляют ряд норм ФКЗ "О военном положении" и "О чрезвычайном положении", предусматривающих ограничения отдельных прав и свобод граждан на время чрезвычайного или военного положения, которые условно можно разделить на шесть групп:

    
       К первой группе ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ст. 11) и "О военном положении" (ст. 7 - 8) отнесены такие меры, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно: а) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное или военное положение, и выезда с нее, а также установление ограничений на свободу передвижения; б) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.

    
     Ко второй группе ограничений обоими Законами отнесены меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения - независимо от оснований). К таким мерам относятся: а) установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ; г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.

   К третьей группе ограничений ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ст. 12) отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям (в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя РФ и др.). А именно: а) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

   К четвертой группе ограничений обоими Законами отнесены такие меры, которые  применяются при введении чрезвычайного  положения в связи с чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (при введении военного положения - независимо от оснований).

   К пятой группе ограничений ФКЗ "О  чрезвычайном положении" (ст. 13) отнесены меры, которые могут применяться исключительно при введении чрезвычайного положения в связи с названными чрезвычайными ситуациями: а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; в) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности руководителей.10

   Шестую  группу временных мер, применяемых  на территории, на которой введено  военное положение, исходя из требований Федеральных законов "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и "О гражданской обороне", составляют следующие возлагаемые на граждан обязанности и ограничения: а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам; б) явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц; г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества); д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток; е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; ж) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования; з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ; и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ.

Информация о работе Правовой режим чрезвычайного и военного положения в РФ