•
границы территории, на которой вводится
военное положение.
Указ
Президента РФ о введении военного
положения подлежит незамедлительному
обнародованию по каналам радио и телевидения
и официальному опубликованию. Указ Президента
РФ о введении военного положения незамедлительно
передается на утверждение Совета Федерации
(пункт «б» ст. 102 Конституции РФ).
На
основании указов Президента РФ на
территории, на которой введено военное
положение, применяются следующие
меры:
1)
усиление охраны общественного
порядка и обеспечения общественной
безопасности, охраны военных, важных
государственных и специальных объектов,
объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения, функционирование транспорта,
коммуникаций и связи, объектов энергетики,
а также объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей
и природной среды;
2)
введение особого режима работы объектов,
обеспечивающих функционирование транспорта,
коммуникаций и связи, объектов энергетики,
а также объектов, представляющих повышенную
опасность для жизни и здоровья людей
и природной среды;
3)
эвакуация объектов хозяйственного,
социального и культурного назначения,
а также временное отселение жителей в
безопасные районы с обязательным предоставлением
таким жителям стационарных или временных
жилых помещений;
4)
введение и обеспечение особого
режима въезда на территорию,
на которой введено военное положение,
и выезда с нее, а также ограничение свободы
передвижения по ней;
5)
приостановление деятельности политических
партий, других общественных объединений,
религиозных объединений, ведущих
пропаганду и (или) агитацию, а
равно иную деятельность, подрывающую
в условиях военного положения оборону
и безопасность РФ;
6)
привлечение граждан в порядке,
установленном Правительством РФ,
к выполнению работ для нужд
обороны, ликвидации последствий
применения противником оружия,
восстановлению поврежденных (разрушенных)
объектов экономики, систем жизнеобеспечения
и военных объектов, а также к участию
в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
7)
изъятие в соответствии с федеральными
законами необходимого для нужд
обороны имущества у организаций
и граждан с последующей выплатой государством
стоимости изъятого имущества;
8)
запрещение или ограничение выбора
места пребывания либо места
жительства;
9)
запрещение или ограничение проведения
собраний, митингов и демонстраций,
шествий и пикетирования, а также
иных массовых мероприятий;
10)
запрещение забастовок и иных
способов приостановления или
прекращения деятельности организаций;
11)
ограничение движения транспортных
средств и осуществление их
досмотра и тд.7
За
нарушение положений настоящего
Федерального конституционного закона,
других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации
по вопросам военного положения, а также
за правонарушения, совершенные в период
действия военного положения, виновные
лица несут ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
Военное
положение, введенное на территории
РФ или в отдельных ее местностях
в соответствии с настоящим Федеральным
конституционным законом, отменяется
указом Президента РФ после устранения
обстоятельств, послуживших основанием
для его введения, о чем население РФ или
соответствующих ее отдельных местностей
оповещается в том же порядке, в каком
оно оповещалось о введении военного положения.
С
момента отмены (прекращения действия)
военного положения нормативные правовые
акты, принятые для обеспечения режима
военного положения, утрачивают свою силу
или отменяются органами, их издавшими.
В
случае введения военного положения
на территории РФ или в отдельных
ее местностях Президент РФ во исполнение
международных обязательств РФ принимает
меры по уведомлению Генерального секретаря
Организации Объединенных Наций (а через
него государств-участников Организации
Объединенных Наций) и информированию
Генерального секретаря Совета Европы
об отступлении РФ от своих обязательств
по международным договорам, связанном
с ограничением прав и свобод граждан.
3.3.
Права и свободы
граждан в условиях
чрезвычайного и
военного положения.
В
соответствии со ст. ст. 87 и 88 Конституции
РФ приняты Федеральные конституционные
законы "О чрезвычайном положении"
и "О военном положении", которые
являются правовой основой двух особых
правовых режимов деятельности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций в исключительных
для государства обстоятельствах.
Такими обстоятельствами являются агрессия
или непосредственная угроза агрессии
против России (для военного положения)
или непосредственная угроза жизни и безопасности
граждан или конституционному строю РФ
(для чрезвычайного положения). К последним
обстоятельствам относятся, например,
попытки насильственного изменения конституционного
строя, захвата или присвоения власти,
вооруженный мятеж, массовые беспорядки,
террористические акты, блокирование
или захват особо важных объектов или
отдельных местностей, подготовка и деятельность
незаконных вооруженных формирований,
межнациональные, межконфессиональные
и региональные конфликты, сопровождающиеся
насильственными действиями, а также чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера,
чрезвычайные экологические ситуации,
требующие проведения масштабных аварийно-спасательных
и других неотложных работ.8
В истории большинства государств, кризисы
(война, вооруженные конфликты, массовые
беспорядки, стихийные бедствия и т.п.)
вызывали необходимость временного ограничения
отдельных прав и свобод граждан при тех
или иных чрезвычайных обстоятельствах.
Законодательством большинства государств
Европы в интересах обороны и национальной
безопасности допускаются ограничения
прав и свобод граждан в период чрезвычайного,
военного (особого, осадного) положения.
В
современных условиях возможные
ограничения любых прав и свобод
граждан должны соответствовать
международно-правовым нормам и осуществляться
при неукоснительном соблюдении
норм национального законодательства.
Всеобщей декларацией прав человека (п.
2 ст. 29) закреплено, что "при осуществлении
своих прав и свобод каждый человек должен
подвергаться только таким ограничениям,
которые установлены законом исключительно
с целью обеспечения должного признания
и уважения прав других и удовлетворения
справедливых требований морали, общественного
порядка и общего благосостояния в демократическом
обществе". Отсюда принципиальное требование,
что какие-либо ограничения прав и свобод
граждан допустимы только в том случае
и в той мере, в каких они предусмотрены
конституцией конкретного государства
и соответствуют нормам международного
права. В полной мере это распространяется
и на ограничения прав и свобод граждан
в условиях чрезвычайного или военного
положения.
Даже при введении чрезвычайного
или военного положения основные неотъемлемые
права человека (на жизнь, достоинство
личности, равноправие и отсутствие дискриминации,
неприкосновенность частной жизни, личную
и семейную тайны, защиту своей чести и
доброго имени, свободу совести, свободу
вероисповедания, свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности, право на жилище, право на
судебную защиту прав и свобод и др.) должны
непременно соблюдаться. Характерно, что
такой подход согласуется с закрепленной
в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ нормой, согласно
которой в условиях чрезвычайного положения
не подлежат ограничению права и свободы,
предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34
(ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции РФ.9
В этой связи интерес представляют ряд
норм ФКЗ "О военном положении" и
"О чрезвычайном положении", предусматривающих
ограничения отдельных прав и свобод граждан
на время чрезвычайного или военного положения,
которые условно можно разделить на шесть
групп:
К первой группе ФКЗ
"О чрезвычайном положении" (ст. 11)
и "О военном положении" (ст. 7 - 8) отнесены
такие меры, которые применяются во всех
случаях независимо от оснований введения
чрезвычайного или военного положения,
а именно: а) введение и обеспечение особого
режима въезда на территорию, на которой
введено чрезвычайное или военное положение,
и выезда с нее, а также установление ограничений
на свободу передвижения; б) запрещение
или ограничение проведения собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования,
а также иных массовых мероприятий; в)
запрещение забастовок и иных форм приостановления
или прекращения деятельности организаций;
г) ограничение движения транспортных
средств и осуществление их досмотра.
Ко второй группе ограничений
обоими Законами отнесены меры, которые
применяются лишь при введении чрезвычайного
положения в связи с попытками насильственного
изменения конституционного строя РФ,
захвата или присвоения власти, вооруженным
мятежом, массовыми беспорядками, террористическими
актами, блокированием или захватом особо
важных объектов или отдельных местностей,
подготовкой и деятельностью незаконных
вооруженных формирований, межнациональными,
межконфессиональными и региональными
конфликтами, сопровождающимися насильственными
действиями (при введении военного положения
- независимо от оснований). К таким мерам
относятся: а) установление запретов на
нахождение граждан на улицах и в иных
общественных местах в определенное время
суток (введение комендантского часа);
б) ограничение или запрещение продажи
оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых
веществ, установление особого режима
оборота лекарственных средств и медицинских
препаратов, содержащих наркотические
и иные сильнодействующие вещества, спиртных
напитков; в) временное изъятие у граждан
оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых
веществ; г) проверка документов, удостоверяющих
личность граждан, личный досмотр, досмотр
их вещей, жилища и транспортных средств.
К
третьей группе ограничений ФКЗ
"О чрезвычайном положении" (ст.
12) отнесены меры, которые могут применяться
исключительно при введении чрезвычайного
положения по вышеназванным основаниям
(в связи с попытками насильственного
изменения конституционного строя РФ
и др.). А именно: а) выдворение в установленном
порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного
положения и не проживающих на территории,
на которой введено чрезвычайное положение,
за ее пределы за их счет, а при отсутствии
у них средств - за счет средств федерального
бюджета с последующим возмещением расходов
в судебном порядке; б) продление срока
содержания под стражей лиц, задержанных
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством РФ по подозрению в
совершении актов терроризма и других
особо тяжких преступлений, на весь период
действия чрезвычайного положения, но
не более чем на три месяца.
К
четвертой группе ограничений обоими
Законами отнесены такие меры, которые
применяются при введении чрезвычайного
положения в связи с чрезвычайными
ситуациями природного и техногенного
характера, чрезвычайными экологическими
ситуациями, требующими проведения масштабных
аварийно-спасательных и других неотложных
работ (при введении военного положения
- независимо от оснований).
К
пятой группе ограничений ФКЗ "О
чрезвычайном положении" (ст. 13) отнесены
меры, которые могут применяться исключительно
при введении чрезвычайного положения
в связи с названными чрезвычайными ситуациями:
а) временное отселение жителей в безопасные
районы с обязательным предоставлением
таким жителям стационарных или временных
жилых помещений; б) введение карантина,
проведение санитарно-противоэпидемических,
ветеринарных и других мероприятий; в)
отстранение от работы на период действия
чрезвычайного положения руководителей
государственных и негосударственных
организаций в связи с ненадлежащим исполнением
ими своих обязанностей и назначение других
лиц временно исполняющими обязанности
руководителей.10
Шестую
группу временных мер, применяемых
на территории, на которой введено
военное положение, исходя из требований
Федеральных законов "Об обороне",
"О мобилизационной подготовке и мобилизации
в Российской Федерации" и "О гражданской
обороне", составляют следующие возлагаемые
на граждан обязанности и ограничения:
а) выполнение требований федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Федерации,
органов военного управления, обеспечивающих
режим военного положения, и их должностных
лиц и оказание содействия таким органам
и лицам; б) явка по вызову в федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Федерации
и органы военного управления, обеспечивающие
режим военного положения, а также в военные
комиссариаты, на территории которых проживают
граждане; в) выполнение требований, изложенных
в полученных гражданами предписаниях,
повестках и распоряжениях федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Федерации,
органов военного управления, обеспечивающих
режим военного положения, и их должностных
лиц; г) предоставление гражданами в соответствии
с федеральными законами необходимого
для нужд обороны имущества (с последующей
выплатой государством стоимости изъятого
имущества); д) задержание по основаниям,
установленным федеральным законом, граждан
и транспортных средств на срок до 30 суток;
е) введение военной цензуры за почтовыми
отправлениями и сообщениями, передаваемыми
с помощью телекоммуникационных систем,
а также контроля за телефонными переговорами,
создание органов цензуры, непосредственно
занимающихся указанными вопросами; ж)
запрещение работы приемопередающих станций
индивидуального пользования; з) интернирование
(изоляция) в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права граждан иностранного государства,
воюющего с РФ; и) запрещение или ограничение
выезда граждан за пределы территории
РФ.