Правовое положение государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Цель данной работы – анализ системы государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Содержание

1. Введение 3
2. Правовое положение государственных служащих 4
3. Классификация государственных служащих 19
3.1 Должностные лица 25
4. Литература

Работа содержит 1 файл

Правовое положение государственных служащих.docx

— 44.35 Кб (Скачать)

Служащий – это лицо, связанное  с аппаратом (органом) управления отношениями  службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические  услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определенным видом социальной деятельности –  управленческой деятельностью, которая  осуществляется как в государственной, так и негосударственной сфере (муниципальная служба, служба в  платном аппарате коммерческих и  некоммерческих организаций).

В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ особо выделяется государственная служба как важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

В этой связи важное значение имеет классификация должностей гражданской службы. Такая классификация приведена в главе 2 Закона. В статье 8 определено, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,  с учетом положений настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В Законе (ст. 9) выделены категории и группы должностей государственных служащих. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

В соответствии с законом об основах государственной  службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий  в порядке, установленном законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким  образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин  Российской Федерации;

б) замещает государственную должность в  государственном органе;

в) замещает в таком же органе должность государственной  службы;

г) выполняет  обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории  «А» относятся государственные  должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации).

К категории  «Б» относятся государственные  должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные  должности вышеуказанной категории.

К категории  «В» относятся должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной  службы, с понятием которой и связывается  служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные  должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

Перечень  государственных должностей и государственных  должностей государственной службы дается соответственно в Реестре  государственных должностей Российской Федерации и, являющимся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • руководители

должности руководителей и заместителей руководителей  государственных органов и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти и  их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей  представительств государственных  органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока  полномочий;

  • помощники (советники)

должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных  лиц или руководителей;

  • специалисты

должности, учреждаемые для профессионального  обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и  функций и замещаемые без ограничения  срока полномочий;

  • обеспечивающие специалисты

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

Между должностями и группами Законом  проводятся определенные взаимосвязи. Так должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты»  подразделяются на высшую, главную, ведущую  и старшую группы должностей гражданской  службы.

Должности категории «обеспечивающие  специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры  должностей гражданской службы. Порядок  введения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего как реестр должностей федеральной гражданской службы, так и реестр должностей гражданской  службы субъектов Российской Федерации, утверждается указом Президента Российской Федерации (ст. 10).

С учетом состава денежного содержания гражданского служащего в качестве не только морального, но и материального  стимула представляется возможным  рассматривать предусмотренную  ст. 11 Закона возможность присвоения государственным служащим классных чинов гражданской службы исходя из двух основных критериев, которыми являются:

а) замещаемая должность в пределах группы должностей гражданской службы;

б) результаты квалификационного экзамена (для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы без  ограничения срока полномочий).

Классные  чины присваиваются в зависимости  от группы должности следующим образом (ст. 11):

Гражданским служащим, замещающим должности  федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы – действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности  федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы – государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности  гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской  службы – советник государственной  гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности  гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской  службы – референт государственной  гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности  гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной  гражданской службы – секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Вопрос  о том, кем присваивается классный чин государственной службы, также  зависит от группы должности.

Классный чин гражданской службы – действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом  Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной  гражданской службы – государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных  органах указанный классный чин  присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей  статьи, присваиваются представителем нанимателя.

Гражданским служащим, замещающим должности  гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются  в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о системе государственной служб законопроектом установлено, что непосредственно порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, их соотношения с воинскими и специальными званиями, классными чинами правоохранительной службы, а также с классными чинами гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 4 ст. 11).

 

3. Должностные лица

государственный служба контракт должностной

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие  право совершать в пределах своей  компетенции властные действия, влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования, например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

Однако понятие должностных  лиц не сводится к руководителям. Руководители, хотя и являются ведущей  частью, но все же есть разновидность  должностных лиц, к которым относятся  и иные категории государственных  служащих. Например, заместители и  др.

Должностные лица совершают  юридические действия властного  характера, связанные с управлением  людьми, но наделяются для этого  разными по объему и характеру  полномочиями. Наиболее широкими властными  полномочиями обладают руководители государственных  органов, предприятий, учреждений и  организаций. Руководители принимают  решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения  и дисциплинарной ответственности  к подчиненным им работникам.

Среди должностных лиц  особый статус занимают представители  административной власти. Это должностные  лица, имеющие право предъявлять  юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять  меры административного воздействия  к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Нотариусы – лица, наделенные государством в установленном порядке  властью совершать нотариальные действия.

Основное отличие нотариуса  от представителей других юридических  профессий заключается в его  статусе, который объединяет частные  и публичные начала. Организация  деятельности нотариуса осуществляется им самостоятельно под его материальную ответственность, но при этом засвидетельствованные им факты и документы получают характер официальных, подтвержденных государством.

При совершении нотариальных действий российские нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные  служащие, выполняющие работу, непосредственно  определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере  осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать  служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют  им успешно выполнять работу, которая  связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих  специальных знаний, опыта. К ним  относятся экономисты, юрисконсульты  и др.

К должностным лицам  по рассматриваемому признаку относятся  государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные  должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций  и др.; к оперативному составу  – младшие государственные должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.

Информация о работе Правовое положение государственных служащих