Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:36, дипломная работа
Целью исследования является структурно-функциональный анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА……………….7
§1. Понятие правоохранительных органов Российской Федерации………………………………………………...…………………………..7
§2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности…….24
§ 3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции………………………………………..…………………………………….33
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ, ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД………………………………………………………………..42
§ 1. Нормативные и организационно-правовые основания правоохранительной деятельности ОВД…………………………………………………………………..42
§ 2. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия ОВД с государственными и негосударственными структурами, в контексте структурности и функционирования правоохранительной системы современной России…………………………………………………...…………………………...51
ГЛАВА 3. МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ…………………….....................................66
§ 1. Особенности становления и развития органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ….......................................................................66
§ 2. Пути совершенствования системы органов внутренних дел России в условиях формирования правового государства…………………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….………………...86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………..89
Милиция (лат. militia) у римлян первоначально обозначала службу солдат - пехотинцев (лат. miles), что, в свою очередь, производится от mille (тысяча, легион).[54] Со времени учреждения постоянных армий в противоположность им милицией стали называть войско, формализуемое только на время войны, родополчение, совокупность всех обученных военному делу военно-способных граждан, срок обучения которых сводился до минимума. В мирное время кадров для образования полиции не содержалось вовсе, или они содержатся в самом незначительном составе.
История нашего государства знает много периодов когда правоохранительные органы меняли свое название и функции, сейчас органы внутренних дел так же претерпевают существенные изменения, как в своей структуре так и в функциях которые ей присваиваются государством. Для того что бы понять смысл и идею реформирования мы считаем необходимым упомянуть историю становления полиции в полицию.
Так в 1802 году было создано министерство внутренних дел, основной задачей которого было заботиться "о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи". В 1810 году из МВД выделилось Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями.[55]
В 1819 году Министерств полиции было упразднено, а его аппарат передан в состав МВД.
Корни процесса становления советской полиции уходят в Февральскую революцию в России. После свержения самодержавия царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции "народной милицией".
Правовым основание организации советской полиции постановление НКВД "О рабочей милиции" изданное 28.10 (10.11). 1917 г. В этом постановлении не предусматривались организационные формы милицейского аппарата. Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. В силу того, что формирования рабочей полиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций.[56]
1 марта 2011 года вступил в силу федеральный закон “О полиции”, призванный реформировать современную “народную” полицию в более профессиональное и, что немаловажно, отвечающее реалиям новых общественных отношений.
Закон придумывался и разрабатывался обстоятельно, в течение нескольких месяцев и прошел в высшей степени демократичную процедуру общественного обсуждения, в рамках которой обычным россиянам дали возможность самостоятельно определить контуры будущей полиции. В конечном счете, все это позволило чиновникам провозгласить тезис о том, что новый закон является поистине народным, поскольку принимался он самим народом исключительно в своих интересах и во имя своего же собственного блага.
Отказ от советско-большевистской «милиции» и переход к универсальной «полиции» является существенным шагом вперед. В противном случае многие фундаментальные правовые конструкции, построенные на строгом разграничении полицейской, прокурорской и судебной функций, невозможно ни объяснить, ни понять. Так что речь здесь идет не о символах или игре в слова, а о вполне конкретной правовой материи. Вопрос о том, что от смены наименования органов внутренних дел изменится качество работы, до сих пор остается открытым.
Нельзя не заметить то, что положительна сама идея принятия нового закона, который напрямую касается каждого гражданина. Беспрецедентно столь широкое обсуждение важнейших положений закона, которое свидетельствует о общей заинтересованности в укреплении порядка в стране. Качество любого закона, особенно «О полиции», является предпосылкой для его надлежащего исполнения. Принятие данного закона «О полиции» — это лишь первый и необходимый шаг по пути к ожидаемым результатам. Многое будет зависеть от его последовательного проведения в жизнь. К сожалению, положительные результаты, особенно в вопросах правопорядка, достигаются медленно, совместными усилиями государства и общества.
Закон «О полиции» — противоречивый нормативно правовой акт. С одной стороны, он во многом обновил положения существующего закона о милиции, приблизив их к требованиям современного общества, и аккумулировал нормы, ранее закрепленные в различных нормативных правовых актах. В результате процесс правоприменения будет более простым и удобным. Но, с другой стороны, этот документ содержит несколько весьма спорных положений, а некоторые его нормы прямо входят в противоречие с Конституцией и другими правовыми актами. Изучив закон «О полиции» хотелось бы сразу обратить ваше внимание на то, что в данном законе содержится достаточно много оценочных формулировок таких как: «неуместно», «невозможно», «достаточные основания», «чрезвычайные обстоятельства». Указанные термины явно нуждаются в расшифровке и требуют определения. Например, закон дает полиции право закрепленное в ст. 15 закона «О полиции» на беспрепятственное вхождение либо проникновение в любое время суток в жилые и иные помещения, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление.... законодатель не дает четкого определения тому, что можно считать достаточным основанием.
Детальное сравнение положений статей 1 и 2 закона о полиции с положениями аналогичного документа, регламентирующего работу милиции, показывает, что основной набор задач, стоящих перед полицией- милицией практически не меняется. Полиция, как и милиция, будет защищать жизнь и здоровье граждан, их основные права и свободы, а также собственность. Устранив неопределенность, существующую в законе о милиции, законодатель, правда, добавил, что защите подлежат как россияне, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Среди задач полиции больше не значится обобщающая "защищать интересы общества и государства", но добавились "противодействовать преступности" и "охранять общественный порядок". Однако эти изменения, кроме как редакционными, назвать нельзя, поскольку, несмотря на то, что эти задачи в статье 1 закона о полиции не поименованы, очевидно, что перед полицией они стоят и в настоящее время. Статья 2 закона о полиции на первый взгляд производит впечатление расширения компетенции полиции, но такое суждение опрометчиво. Да, в этой статье список задач насчитывает 12 позиций, в то время как аналогичный перечень в законе о милиции ограничен шестью пунктами, но на самом деле это не более чем перестановка слагаемых местами. Просто ряд задач законе о милиции содержался в иных разделах: обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление контроля за оборотом оружия, а также частной охранной и детективной деятельностью упоминаются в качестве обязанностей милиции, например,— в статье 10.
В законе «О полиции» указанны новеллы в части принципов в соответствии с которыми должны осуществлять свою деятельность сотрудники полиции, перечень данных принципов существенно расширился. Обращаем ваше внимание на то что среди тех принципов которые входили в закон о милиции появились такие как уважение достоинства граждан, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества полиции с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами, а также беспристрастности. Обращаем ваше внимание, что в статье 5 закона о полиции именуемой как «соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина», само по себе эта норма не вызывает никаких сомнений, но при внимательном прочтение данной статьи то можно заметить, что п.2 вышеуказанной статье говорит о том, что «деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан...» таким образом получается что, права человека — естественные и неотъемлемые права, связанные с его природой, например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность — окажутся без защиты российской полиции.
В целом закон «О полиции» отличается от действовавшего закона «О милиции» резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий. Какие-то новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции». Это неоспоримо является положительным аспектом нового закона «О полиции» ведь многие полномочия милиции вытекали из внутренних приказов, что в большинстве своем являлось не доступным для ознакомления для граждан
Детализирована процедура и порядок задержания. Полиции дан закрытый перечень из 13 категорий лиц, которых она имеет право задерживать. Четко прописана последовательность действий после задержания.
Введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности — три часа с момента задержания. Цель — уведомление близких о задержании и месте нахождения.
Но попытка интегрировать в российские реалии классическую обязанность американской полиции рискует остаться полумерой: ответственность за отказ дать позвонить в законе не предусмотрена. Прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату — если, конечно, он не близкий родственник. Введено и ограничение этого права: никаких звонков для сбежавших психбольных и пациентов, которых принудительно лечат по решению суда (в первую очередь от туберкулеза и наркомании), разыскиваемых за преступления, уклоняющихся от административного ареста, совершивших побег из-под стражи. С чем связана такая дискриминация больных, непонятно. Особенно в свете недавнего решения Конституционного суда, давшего психбольным право участвовать в судебном рассмотрении вопроса о принудительном лечении. Чем отличаются беглые от других подозреваемых, не очевидно.
Так же детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в ранее действовавшем законе теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и пр. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.
В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах — она ведет базы данных 23 различных категорий граждан, от иностранцев и владельцев оружия до потерпевших и имеющих водительское удостоверение. Регламентация этой функции явилась следствием принятия два года назад закона о персональных данных.
Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием. Милиционеров заставляют наизусть заучивать тексты соответствующих статей. Закон «О полиции» пошел еще дальше. Теперь написано, например, что «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».
Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на непонятные «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности». Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — так называемые «отсекатели», применяемые на митингах и концертах. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.
Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей. Появилось право застрелить лицо, оказывающее «вооруженное сопротивление», а также лицо, отказывающееся «выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ».
Отныне состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются президентом. Это одно из немногих положений закона, снижающих уровень его юридической силы до подзаконного акта. В утратившем силу законе «О милиции» структура — деление на местную и криминальную полицию — прямо указывается. Как будет построена система полиции, пока неизвестно.
Чрезвычайно много внимания в законе уделено описанию принципов общественного контроля за работой полиции. Закон вводит мониторинг общественного мнения, отчетность полицейских начальников перед гражданами, регламентирует работу общественных советов, предусматривает общественную экспертизу нормативных актов и многое другое. Будет ли это эффективно работать, покажет время.
Не понятным до сих пор остается вопрос об освобождение полиции от дублирующих и несвойственных ей функциях, в момент нахождения закона «О полиции» по мнению членов комитета по законодательству, — избыточные функции, которые сейчас выполняли сотрудники полиции.
К числу таких избыточных функций депутаты относят, например, постановку и снятие с учета автомобилей, техосмотр, прием экзаменов на право вождения и выдача водительских удостоверений. Надо избавить полицейских и от необходимости заниматься проведением криминалистических экспертиз и участвовать в налоговых проверках по запросу налоговиков.
В переходный период — до 1 января 2012 года — за полицейскими сохраняются обязанности по выдворению мигрантов, организации работы вытрезвителей, проведению техосмотра и конвоированию арестантов из СИЗО. Каким ведомствам передаются эти полномочия — пока неясно
Прямым конфликтом интересов получается в условии сложившихся в настоящих реалиях, когда полиция и контролирует деятельность частных охранных организаций и сама на договорной основе занимает охраной — это прямой конфликт интересов. Это гораздо важнее многих других недостатков закона «О полиции», нельзя быть судьей на поле и одновременно играть на поле».
Остро стоит вопрос о кадровой политики в системе органов внутренних дел.
Основная проблема полиции это кадры. Ее можно разделить на несколько частей: 1)Подбор кадров 2)Продвижение кадров по служебной лестнице 3)Зависимость нижних чинов от волевых решений верхних. Если государство хочет видеть в новой полиции этичных людей нужно изменить порядок набора сотрудников, порядок роста их по карьерной лестнице, сделать так чтобы рост сотрудника по служебной лестнице не зависел от лояльности начальства, а был в прямой зависимости от показателей работы. Очевидно, что многим вышестоящим начальникам это очень не, если это не изменится то новая полиция опять вернется к начальной точки отсчета.
Сотрудники полиции проходят службу на должностях рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы, с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом.
Информация о работе Правоохранительные органы в системе государственного механизма