Правонарушения, борьбу с которыми осуществляют органы государственной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я бы хотел отобразить правонарушения борьба с которыми возлагается на органы государственной безопасности. На мой взгляд, эта тема актуальна непосредственно для деятельности Федеральной Службы Безопасности и имеет большое теоретическое и практическое значение. В данной работе я рассмотрю: понятие правонарушения, объекты правонарушения, виды правонарушения и их классификацию, как вид правонарушения рассмотрю преступление и проступок, а также и виды проступков, признаки правонарушений и их состав, а также выделю историческое значение служб безопасности в пресечении правонарушений, и постараюсь выделить, показав на примере, борьбу с правонарушениями среди органов безопасности иностранных государств.

Содержание

Введение…………………….стр.2
1. Понятие правонарушения стр.3
Виды правонарушений стр.5
Признаки правонарушений стр.10
Состав правонарушений стр.12
2. Борьба с правонарушениями возлагаемая на ОГБ стр.16
2.1 На примере иностранных спецслужб
Пример спецслужб США стр.16
Пример спецслужб Республики Корея стр.18
2.2 На примере органов государственной безопасности России стр. 20
Заключение стр. 25
Список использованной литературы стр. 26

Работа содержит 1 файл

1Правонарушения, борьбу с которыми осуществляют органы государственной безопасности.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 
 

АКАДЕМИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра общеправовых дисциплин

 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теории государства и права  на тему:

 

«Правонарушения, борьбу с которыми осуществляют органы государственной безопасности»

 
 
 
 
 
 

                     Проверил:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011

 
 
 
 

План:

Введение…………………….стр.2

1. Понятие правонарушения  стр.3

  • Виды правонарушений стр.5
  • Признаки правонарушений стр.10
  • Состав правонарушений стр.12

2. Борьба с правонарушениями возлагаемая на ОГБ стр.16

2.1 На примере иностранных спецслужб

  • Пример спецслужб США стр.16
  • Пример спецслужб Республики Корея стр.18

2.2 На примере органов государственной безопасности России стр. 20

Заключение стр. 25

Список использованной литературы стр. 26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

 В своей курсовой работе я бы хотел отобразить правонарушения борьба с которыми возлагается на органы государственной безопасности. На мой взгляд, эта тема актуальна непосредственно для деятельности Федеральной Службы Безопасности и имеет большое теоретическое и практическое значение. В данной работе я рассмотрю: понятие правонарушения, объекты правонарушения, виды правонарушения и их классификацию, как вид правонарушения рассмотрю преступление и проступок, а также и виды проступков, признаки правонарушений и их состав, а также выделю историческое значение служб безопасности в пресечении правонарушений, и постараюсь выделить, показав на примере, борьбу с правонарушениями среди органов безопасности иностранных государств. 

 Правонарушение  представляет собой социальный, в том числе и юридический антипод правомерного поведения.

 К  вопросу о правонарушениях обращалось  большое количество ученых-теоретиков  на различных исторических этапах, но на сегодняшний день данный  вопрос не теряет своей актуальности. Это подтверждает тот факт что в настоящее время правонарушения происходят в различном спектральном диапазоне, и как сотруднику Федеральной службы безопасности считаю необходимым их указать.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.Понятие правонарушения.

 Правонарушение – это противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом.

 Данное определение указывает на следующие существенные признаки правонарушения: противоправность деяния; его общественный характер для интересов личности общества и государства; объектированность поведения, то есть его выраженность во вне либо в активных, либо в пассивных действиях правонарушителя; виновность деяния; деликтоспособность правонарушителя. Все они находятся в тесном диалектическом единстве друг с другом, и уяснение их позволяет четко ограничить правонарушение от иного правового поведения. Однако, хотя данные признаки и являются определяющими для понимания и характеристики противоправного поведения, они требуют все же конкретизации, привлечения дополнительных, уточняющих их содержательных признаков. Этой цели в юридической науке и практике служит конструкция юридического состава правонарушения, которая «описывает», «характеризуется», «очертывает», «определяет» в нормативно-правовом акте признаки этого деяния.

   Юридический состав  правонарушения – это совокупность необходимых и достаточных признаков объективного и субъективного характера для классификации деяния в качестве правонарушения.   

  Элементами  юридического состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Анализ перечисленных элементов юридического состава правонарушения позволяет более четко разобраться с признаками противоправного деяния.

 Под  объектом правонарушения в обществе понимают общественные отношения, регулируемые нормами права, то есть такие явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Любое правонарушение, даже если оно не проявилось в осязаемых вредных последствиях, наносит определенный ущерб правопорядку, причиняя урон  общественному правосознанию, внося беспорядок в урегулированные правом отношения. Правонарушения, причиняя ущерб общественным отношениям, всегда наносит вред субъективным правам отдельного лица или целого коллектива, государства и общества.

  В  теории уголовного права выделяют  общий, родовой и непосредственный  объекты преступления. Данная классификация  вполне может быть применена  и к классификации всех без  исключения объектов правонарушения.

  Общий  объект правонарушения представляет  собой группу обособленных, качественно  однородных общественных отношений,  регулируемых и охраняемых той  или иной отраслью права. Например, правонарушения в сфере государственно-правовых, уголовных, административных, трудовых, процессуальных и иных правоотношений.

 Также  выделяют непосредственный и  родовой объекты правонарушения.

  Родовой  объект правонарушения – группа  обособленных, выделяющихся в общем  объекте правонарушения, однородных  общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Например, в уголовно-правовых отношениях родовым объектом могут выступать отношения собственности, отношения в области государственного управления, отношения в области государственного устройства и т. п. Родовой объект правонарушения конкретизирует общий объект противоправного посягательства, указывая на конкретные группы общественных отношений, подвергшихся нарушению.

   Непосредственный объект правонарушения  – это конкретные общественные  отношения в сфере защиты законных прав и интересов субъектов, которые подверглись посягательству со стороны правонарушителя. Например, честь и достоинство, имущество, жизнь, здоровье и т.п. Непосредственный объект правонарушителя детализирует родовой объект, показывая, что же конкретно из его элементов стало предметом посягательства.

 Таким  образом, любое правонарушение  посягает или создает угрозу  такого посягательства одновременно  на общий, родовой и непосредственный  объекты. Например, такое уголовное  правонарушение как «шпионаж», посягает на общий объект – общественные отношения в области обеспечения государственной безопасности; на родовой объект – общественные отношения в сфере экономики и на непосредственный объект – сведения, составляющие в этой области государственною тайну.

  С  объектом правонарушения, защищаемым  и охраняемым государством от  противоправного поведения, то  есть объективированность правонарушения.

   Под объективной стороной правонарушения понимают элемент юридического состава правонарушения, раскрывающее то обстоятельство, что любое правонарушение имеет внешнее проявление. Среди признаков правонарушения, характеризирующих его объективную сторону выделяют: противоправность; общественную опасность; деяние (действие или бездействие); вред, причиненный деянием; причинную связь между деянием и наступившим или могущим наступить вредными последствиями.

  К  субъекту правонарушения предъявляют  определенные требования. Необходимым  признаком правонарушения является совершение противоправного деяния не любым, а лишь деликтоспособным субъектом. Деликтоспособность в теории государства и права раскрывается как установленная субъектом права нести юридическую ответственность за совершенное им правонарушение, то есть способность отвечать за содеянное.

Однако, не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, в юридической теории и практике решены однозначно. Например, имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве.

  Всякое  деяние субъекта права, в том  числе и противоправное, характеризуется не только определенными объективными чертами, но и выражением в них воли, намерений и желаний этого субъекта, то есть субъективными чертами (признаками). В соответствии с данными признаками субъективная сторона правонарушения представляет собой совокупность элементов психического состояния правонарушителя, которые характеризуют его отношение к совершаемому им неправомерному деянию и его последствиям. Основными элементами субъективными стороны правонарушения являются: вина, мотив, цель правонарушителя.

 Главным  признаком субъективной стороны  правонарушения является наличие  вины в деянии правонарушителя.1

    1. Виды правонарушений

Все правонарушения, совершаемые в обществе, имеют  различную социальную значимость и  неоднородны. Для различных, научных, практических и иных целей могут быть созданы и использованы различные классификации правонарушений. Наиболее распространенными являются классификация правонарушений в зависимости от степени общественной опасности и по отраслям права.

 В  соответствии с первым критерием правонарушения подразделяются на преступления и проступки, а в соответствии со второй на государственно-правовые, финансовые, трудовые и др.

  Преступления – наиболее тяжкий вид правонарушений, так как обладают наибольшей общественной опасностью, нежели проступки. Им признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

 Можно  выделить следующие виды преступления:

  • Преступление против безопасности суверенитета,    территориальной целостности и неприкосновенности государства. К преступлениям против безопасности суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Российского государства следует относить деяния, предусмотренные статьями 275-279 УК РФ. Общим признаком данной группы преступлений выступает объект посягательства. Предложенное понимание объекта основано на доктринальном толковании термина «внешняя безопасность», который указывается законодателем в качестве объекта государственной измены и шпионажа, а равно на сопоставлении содержания этого термина с законодательно определенными объектами насильственного захвата власти и вооруженного мятежа. В уголовно-правовой литературе внешняя безопасность определяется как комплекс жизненно важных интересов страны, который охватывает суверенитет России, целостность и неприкосновенность её территории, а также оборону государства от угроз извне. В тоже время именно территориальная целостность и суверенитет ставятся под угрозу при совершении преступлений, предусмотренных статьями 278, 279 УК РФ. Таким образом, вышеперечисленные преступления нарушают единый комплекс общественных отношений. Отличие же этих преступлений состоит в сфере проявления социальных последствий: если ущерб суверенитету и территориальной целостности проявляется в сфере международных отношений, если же ущерб проявляется во внутреннеполитической сфере – о преступлениях, угрожающих внутренней безопасности.
  • Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовный кодекс Российской Федерации в Главе 29 предусматривает ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. К таковым закон относит государственною измену, шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или её насильственное удержание, вооруженный мятеж, публичные призывы к экстремистской деятельности, диверсию, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию деятельности экстремистской организации, разглашение государственной тайны, утрату документов, содержащих государственную тайну. С учётом квалифицированных составов – это девятнадцать преступлений, из которых семь отнесены законодателем к особо тяжким, семь – к преступлениям средней тяжести и три – к категории преступлений небольшой тяжести. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства можно определить как предусмотренные и запрещенные под угрозой наказания уголовным законом общественно опасные, виновно совершенные деяния, причиняющие или создающие угрозу причинения существенного вреда состоянию защищенности жизненно важных и иных значимых интересов государства в политической, гуманитарной, экономической, информационной сферах.
  • Преступления против безопасности основ конституционного статуса личности. К таково вида преступлениям следует относить деяния, предусмотренные статьями 281, 282 УК РФ. Конституционные основы правового статуса личности в России определены статьи 2, 6, 13. Очевидно, что нормативные предписания главы 29 УК РФ в силу специфики поставленных перед ним задач не могут в полной мере гарантировать уголовно-правовую защиту всех прав и свобод человека; значительная часть отношений, определяющих статус личности, охраняется иными статьями уголовного закона. В главе о преступлениях против безопасности государства законодатель сосредоточил только те посягательства, которые причиняют вред основам основ статуса личности. В демократическом государстве все права и свободы человека вращаются вокруг одной принципиальной идеи – идеи равноправия и недопущения дискриминации. Это идея не только определяет содержание иных прав человека, но и образует фундамент народного суверенитета, основы взаимоотношения личности и государства, людей между собой, а потом органично входит в содержание базисных ценностей конституционного строя. Именно отношения, обеспечивающие равноправия людей, выступают ядром отношений, поставленных под охрану. Принцип равенства и недискриминации проходит «красной линией» практически через все международно-правовые документы. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства причиняет вред общественным отношениям, гарантирующим признание и уважение равного достоинства личности независимо от каких-либо физических или социальных признаков, которые выступают одной из основ конституционного строя России. Вряд ли можно однозначно согласиться с утверждением, что объектом данного преступления выступают отношения, обеспечивающие честь и достоинство граждан, их конституционные права. Честь и достоинство личности в анализируемом преступлении выступают лишь в качестве дополнительного объекта посягательства.
  • Преступления против основ экономической безопасности государства. К преступлениям такого рода следует относить предусмотренное статьей 281 УК преступление «Диверсия». Государственная стратегия экономической безопасности России, утвержденная Указом Президента РФ № 608 от 29.04.1996 года определяет экономическую безопасность России как состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Как указывается в документе, состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. В соответствии с этими целями государственной политики в области обеспечения экономической безопасности РФ является достижением такого уровня развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической, военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Диверсия посягает на общественные отношения, обеспечивающие безопасность, в первую очередь государственных экономических интересов от внутренних и внешних угроз, с которыми напрямую связано состояние обороноспособности страны. Справедливо утверждение, что «прорехи в экономической безопасности прогрессивно сказываются на безопасности военной, создать которую могут только государства с сильной экономической и политической властью». Закон РФ «Об обороне» под обороной понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории. Очевидно, что диверсия посягает на экономическую составляющую подготовленности государства к отражению агрессии.
  • Преступления против основ информационной безопасности государства. К данного рода преступлениям следует отнести деяния, предусмотренные статьей 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» и статье 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и, что очевидно в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Как отмечается в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации следует понимать состояние защищенности её национальны интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом интересы государства в информационной сфере заключается в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Одной из важнейших составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, актуальным направлением которой является защита сведений, составляющих государственною тайну. Существенную угрозу информационной безопасности сегодня представляет неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступ к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере. Разглашение государственной тайны нарушает основы информационной безопасности в части охраны наиболее значимых для государственной безопасности сведений. В оценки последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из пункта 3 статьи 4 закона «О государственной тайне», именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е. определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.2

Проступок – это вид правонарушения, за который в законе не предусмотрена уголовная ответственность. Грань между преступлениями, наказуемыми в уголовном порядке, и различного рода проступками не является абсолютной, данной раз и навсегда, а зависит во многом от государства. Проступки как разновидность правонарушений достаточно разнообразны. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, характера наносимого вреда и особенностей соответствующим им правовым санкций проступки подразделяются на гражданские, административные и дисциплинарные.

 Гражданские правонарушения – это противоправные виновные деяния, посягающие на имущественные и личные неимущественные отношения граждан и организаций, защищенные нормами гражданского права. Гражданские правонарушения выражаются в нанесении вышеназванным субъектам права имущественного вреда, а также в причинении им морального ущерба. Такого рода правонарушениями являются, например, неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств; заключение противоправных сделок; недобросовестное владение чужим имуществом; причинение вреда личности или имуществу; неисполнение алиментных обязательств и т.п. Особенностью гражданских правонарушений является то обстоятельство, что они в отличии от уголовных преступлений не имеют исчерпывающего перечня в законодательстве.

  Административные  правонарушения – это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные проступки могут означать нарушение норм не только административного, но и финансового, процессуального и других отраслей права. К административным правонарушениям относятся проступки прежде всего в области обеспечения общественного порядка, государственного управления, правил, действующих на транспорте, охраны труда и здоровья, правил техники безопасности, порядка регистрации и прописки и т.п. Среди административных правонарушений следует различать прежде всего две основные группы: административные деликты работников государственных органов при исполнении ими своих служебных обязанностей и административные деликты граждан. Субъектами административных правонарушений являются лица, достигшие к моменту их совершеннолетия 16 лет.

 Дисциплинарные проступки – представляют собой нарушения военнослужащими, рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций служебной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка. В данном случае в отличии от административных правонарушений отношения между субъектом правонарушения и органом, принимающим решение в отношении этого проступка, основаны на положении «начальник-подчиненный». Субъектом данного правонарушения может быть только лицо, достигшее к моменту его совершения 16 лет и являющееся членом того или иного коллектива (воинского, трудового, учебного и т.п.), где действуют данные правила поведения, закрепленные нормами административного права, частично трудового, а также специальными  ведомственными актами, утвержденными высшими органами власти и управления – уставами Вооруженных Сил, Уставом гражданской авиации, типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, положением о прокуратуре и т.п.3

Информация о работе Правонарушения, борьбу с которыми осуществляют органы государственной безопасности