Практическая деятельность социальных служб в аспекте работы с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
Объект исследования: пожилой возраст
Предмет исследования: особенности людей пожилого возраста
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
изучить специфику проблемы старения;
рассмотреть существующие типологии групп пожилых и самого процесса старения;
проанализировать особенности личности людей пожилого возраста;

Содержание

Введение 3
1. Проблема пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии 5
1.1. Специфика проблемы старения и основополагающие подходы к трактовке понятий «старость» и «пожилой человек» 5
1.2. Типологии групп пожилых и процесса старения 11
1.3. Особенности пожилых людей в современном обществе 15
2. Практическая деятельность социальных служб в аспекте работы с пожилыми людьми 24
2.1. Направления социальной работы с пожилыми людьми 24
2.2. Реализация направлений социальной работы с пожилыми людьми на современном этапе 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности людей пожилого возраста.doc

— 189.50 Кб (Скачать)
  • индивидуальные переживания пожилой личности (старость в социальных рамках общества, культуры);
  • место пожилой личности в обществе;
  • проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики8.

Конкретизация этих направлений проявляется в изучении более частных проблем, которое осуществляется не только за рубежом, но и в России. Это проблемы занятости пожилых, досуга, семьи и дружественных связей, социально-психологической адаптации к послетрудовому периоду жизни, социальной и политической активности и др.

    1. Типологии групп пожилых и процесса старения

Многие авторы предлагают различные типологии  людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их.

Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых:

  • лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию;
  • лица, сохранившие ясный ум, но демонстрирующие явные изменения характера (повышенная раздражительность, склонность к конфликтам, эгоизм, деспотичность);
  • лица, отличающиеся предприимчивостью, но страдающие снижением интеллектуальных потенций, которым все же удается сохранить гармоничные отношения с миром;
  • лица с глубокими изменениями характера, крайне конфликтные, сохранившие минимум адаптивных возможностей;
  • лица пассивные, страдающие старческим слабоумием, беспомощные, растерянные, пребывающие в состоянии эйфории или апатии, нуждающиеся в опеке;
  • лица, впавшие в маразм, то есть совершенно не способные к адаптации, требующие постоянной заботы9.

Польский геронтолог и психиатр X. Зайончковский описал четыре разновидности процесса старения и соответствующие им группы:

  • те, кто по своему физическому состоянию и интеллектуальному уровню не требует ухода;
  • наиболее многочисленная группа пожилых людей, которые сохранили физическое и психическое здоровье, но проявляют признаки снижения жизненной активности и уровня интересов; часть из них обычно спокойна и трудолюбива, она ощущает свою социальную полезность, несмотря на торможение развития; другая часть исключает себя из жизни, не видит в ней для себя места; такие люди сломлены и разочарованы, злобны, являются обузой для близких;
  • немногочисленная группа «великих старцев», которым свойственны высокий уровень социальной активности, эмоциональная зрелость и ощущение своей полезности; они увлечены работой, видят перед собой цель, обладают мудростью, используют жизненный опыт и возможности, которые предоставляет преклонный возраст;
  • группа нуждающихся в постоянном уходе, утративших здоровье, а порой и чувство реальности10.

Психиатр Е.С. Авербух выделяет два крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении «молодятся», подчас теряя в этом чувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений.

Другие отечественные  психиатры условно выделяют три  типа старости: «счастливая», «несчастливая» и психопатологическая. «Счастливая» старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью,  сдержанностью и самообладанием. Так называемая «несчастливая» старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти.

«Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций11.

Собственную типологию  установок, связанных со старостью, предлагает А. Зых:

    • страх перед старостью, бунт против процесса старения;
    • эмоциональная и социальная изоляция;
    • адекватно-рациональное восприятие старости;
    • рефлексия по поводу пройденных жизненных этапов.

Установки человека по отношению к старению обусловлены  многими обстоятельствами – состоянием здоровья, профессиональной активностью, уровнем жизни, степенью удовлетворения потребностей.

Неудовлетворенность жизнью в преклонном возрасте вызвана, как правило, ослаблением физических сил и дееспособности, болезнями, меньшей интенсивностью социальных контактов, отчуждением привычной среды, утратой веры в свои возможности, в том числе и экономические12.

Таким образом, очевидно, что существуют различные личностные типы, неодинаково конструирующие свою жизнь и прибегающие ко многим, подчас противоположным стратегиям преодоления жизненных трудностей. При этом социально-психологические черты пожилого возраста могут варьировать от высокой сохранности структуры личности и мотивов поведения до сужения и стереотипизации.

 

    1. Особенности пожилых людей в современном обществе

Проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигами в трех областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историческом времени, эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношению к пожилым.

 И. Розоу,  в свою очередь, предлагает рассматривать следующие культурно-социальные факторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых, положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределенность, потеря будущего13. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Доход – это то, на чем держится экономика пожилого человека, а если его нет – пожилой попадает в угнетенную группу и целиком зависит от благотворительности общества. Собственность является основной в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека. В традиционных обществах собственность дает существенную власть над молодыми. Самодостаточность и независимость пожилых были связаны с пожизненным контролем над семейной собственностью, что с одной стороны, отодвигало момент экономической самостоятельности детей, а с другой – гарантировало родителям достойную старость.

В наше время власть старших над молодыми, которые становятся независимыми в результате получения современного образования, не так зависит от собственности, как в традиционных обществах.

В традиционных обществах, где экономика строилась на семейных связях, дело престарелого отца переходило к сыну, затем к внуку и поэтому активность старшего поколения была наполнена смыслом. Концентрация экономической деятельности внутри семьи позволяла старшим осуществлять те или иные полезные функции до глубокой старости, повышало их авторитет и социальный престиж. Таким образом, пожилые сохраняли свои экономические и внутрисемейные позиции вплоть до смертного часа.

В современном  мире роль преемственности знаний значительно  ослабла. Стремительное развитие общества и научно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который сохранился только в некоторых областях знания и искусства. Опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не могут быть образцом подражания для молодых, не могут быть для них авторитетами и не уважаемы как «стратегические учителя» 14.

Известно, что  при старении (нормальном и патологическом) существенным образом изменяются как нейродинамические параметры активности мозга, так и режим работы центральной нервной системы, что часто выражается в ограничении внешнего и внутреннего перцептивного пространства отдельных или параллельно осуществляемых когнитивных процессов и обозначается как «сужение объема психической деятельности». Если мы условно примем здоровье молодого человека 17-20 лет за 100%, то к 65 годам уровень здоровья снижается до 69%, к 75 – до 60% . Другими словами, с возрастом снижаются физические и психические возможности человека. Для того, чтобы работа выполнялась пожилыми качественно, им рекомендуется однотипная привычная деятельность в тех сферах, в которых они работали наиболее длительное время, где ими накоплен больший опыт. Скорее всего, пожилые могут сохранять свое социальное функционирование в низкопродуктивных и примитивных технологиях. Уместно привести здесь высказывание современного американского социолога Э. Кюблер-Росс: «Парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой» 15.

Современное общество можно  определить как «прогрессивное». В нем исчезают оставшиеся постфигуративные элементы. Поэтому молодые люди принимают и несут очень ограниченное наследие. Их главные ценности, как определил Розоу, «материальные и, скорее мирские, чем священные, святые; скорее ориентированы на будущее, чем на прошлое; скорее прагматичны, чем традиционны». Пожилые перестают быть жизнеспособным символом продолжения истории и уважения традиций. Социальные изменения в мире свидетельствуют об изменении традиционных ориентаций, которые ранее вызывали уважение к пожилым.

Каждый  человек проходит в течение своей жизни определенные стадии; дошкольные и школьные годы, получение образования, женитьба, забота о семье, детях, работа, появление внуков, выход на пенсию, вдовство. С раннего детства и до старости у человека происходит увеличение репертуара исполняемых ролей. При этом он «движется» от низкой ответственности к более высокой, от зависимости к независимости, от малых умений к большей компетентности. Непрерывная смена ролей с увеличением ответственности соответствует ожиданиям общества, и человек имеет активные представления о будущей роли. Таким образом, роли структурированы ожиданиями, требованиями и определенной активностью, которая необходима при исполнении какой-либо роли.

В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергает его, тем самым лишает определенной роли, меняет статус. Ролевая неопределенность деморализует пожилых. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Ведь рутинная повседневная жизнь пожилых не является исполнением какой-либо роли. А, кроме того, неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо И. Розоу, а также М. Александрова называют пожилой возраст такой стадией в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. «Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни». Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. 16.

Как отмечает К. Виктор, нравственная система современной западной цивилизации отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной и старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

Ю.Б Тарнавский пишет о  том, что старость - крайне критичный  период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным17.

Неминуемо наступающие в  старости возрастные снижения адаптационных  возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются,  но это может быть успешно компенсировано  высоким уровнем суждений, широтой кругозора.

Таким образом,  особенности личности человека  по мере его старения изменяются, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни,  семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность.

Старение личности может  проявляться в выделенном зарубежными  авторами синдроме «неприятия старения», в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит  к явлению фрустрации и разным формам социально- психологической дезадаптации личности.

Влияние социальных и психологических моментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и  психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте18.

Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей  – перестает быть «добытчиком» в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, дает определенный статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельности и ее целью является реализация интересов общества, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается.

Информация о работе Практическая деятельность социальных служб в аспекте работы с пожилыми людьми