Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является получения знаний и умений в связи с освоением сущности потребительской кооперации как социально-ориентированной системы, ее развития, современного состояния.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- анализ правового положения потребительской кооперации и их союзов в условиях формирования новых общественных отношений;

- выявление основной структуры закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов) в Российской Федерации».

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1.Формирование правовых основ деятельности потребительской кооперации………………………………………………………………...4
2. Основы правового регулирования потребительских кооперативов и их союзов в Российской Федерации…………………………………………..14

3. Концепция правового обеспечения деятельности потребительских кооперативов………………………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………..28

Список использованных источников………………………………………30

Приложение………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.34 Кб (Скачать)

Укрепление позиций  крупных торговых организаций, в  значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной  продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации  в сфере продовольственного обеспечения.

Крайне медленно восстанавливается уровень материального  обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей.

Развитие рыночных отношений сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической  эффективности деятельности, в том  числе за счёт снижения внимания к  социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях.

Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые  услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет  истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.

Несмотря на то, что в силу сложностей переходного  периода конца 80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические и экономические  позиции, усилиями работников потребительских  обществ и союзов, других организаций  удалось сохранить единство и  целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую  базу.

Всё это - достаточные  предпосылки к активному развитию потребительской кооперации на единой идеологической, политической, экономической  и организационной основе.

Главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп: потребителей товаров  и услуг - основы экономического развития, работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской  кооперации, пайщиков - социальной основы потребительской кооперации. Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации - это получение доступных и качественных товаров и услуг. Интересы работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств. Интересы пайщиков - доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации. [6; 9]

Препятствия на пути развития потребительской кооперации. Препятствия в развитии потребительской  кооперации имеют комплексный, системный  характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.

Недостаточное внимание к интересам организаций  потребительской кооперации, с одной  стороны, и уверенность в возможности  эффективного самостоятельного существования  организаций потребительской кооперации вне единой системы - с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи.

Дезинтеграционные процессы могут привести к исчезновению потребительской кооперации как  единой системы и важного элемента социально-экономического механизма  России. Организации потребительской  кооперации в среднесрочной и  долгосрочной перспективе могут  полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном  единстве.

Недостаточно  высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, инвестиционной привлекательности, стремление самостоятельно решать сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов. Отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ.

Что может потребительская  кооперация? Потребкооперация может  стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей  потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного  благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных  задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной  безопасности страны. Потребкооперация может стать основным проводником  в реализации государственных задач  по замещению импортной продукции  продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

Миссия потребительской  кооперации в современных условиях Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного  развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости  населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской  кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

Цели развития потребительской кооперации. Основными  целями развития потребительской кооперации являются:

1. сохранение  и развитие потребительской кооперации  как единой, мощной и самобытной  системы; укрепление и усиление  позиций на традиционных рынках;

2. укрепление  позиций в сельских поселениях  на уровне районных центров  и центральных усадеб, развитие  и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном  уровнях, выход на рынки городов,  в том числе крупных;

3. модернизация  и интеграция в инновационную  экономику;

4. интеграция  в решение общегосударственных  проблем, в том числе, повышения  благосостояния сельского населения,  развитие на основе эффективного  взаимодействия с государственными  институтами. [10; 11]

В Концепции  учитывается анализ данных статистического  наблюдения развития регионов России, в том числе данных о потребительской  кооперации. Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции  должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер  и мероприятий для достижения целей и решения задач, определённых Концепцией.

Общие задачи, на решение которых направлена Концепция, заключаются в следующем:

1. Формирование  и реализация опережающей наступательной  стратегии потребительской кооперации, для реализации которой в настоящее  время складываются необходимые  условия:

1) Ограничение  импорта и мировые тенденции  к росту цен на сельскохозяйственную  продукцию, повышение внимания  к безопасности России в сфере продовольственного обеспечения раскрывают рынок для отечественных производителей. Потребительская кооперация имеет реальные возможности восстановить заготовительную деятельность в крупных масштабах, значительно увеличить объёмы собственного производства (в частности по социально значимым продуктам питания), создать единую операционную цепочку: производство сельскохозяйственной продукции и заготовки - переработка - торговля. При этом особое внимание следует уделить отечественным традициям производства качественных натуральных продуктов, восстановлению и развитию культуры их потребления, взамен дешёвых и, как правило, некачественных импортных суррогатов. Потребкооперация в состоянии обеспечить растущий рынок продукции эксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболее взыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественного питания;

2) более полное  самостоятельное обеспечение товарными  ресурсами поможет организациям  потребительской кооперации снизить  влияние негативных изменений  на товарных рынках, позволит  удерживать цены на приемлемом  уровне, сохранить и расширить  сферу влияния кооперативной  торговли в районных центрах,  вернуть и укрепить ранее утраченные  позиции на городских рынках. Каждая кооперативная организация  должна не пассивно приспосабливаться  к изменившемуся рынку, а активно  влиять на него, завоевывать новые  (стратегические) позиции. При этом  вероятны кардинальные перемены  в организационной структуре,  ценовой и ассортиментной политике, устранение убыточности и другие  качественные преобразования.

2 Модернизация  структуры управления с ориентацией  на экономический рост и повышение  эффективности, т. к. отсутствие интеграции организаций потребкооперации в систему, основанную на единых экономических и социальных интересах, не способствует повышению эффективности работы в целом.

3 Меры по предотвращению  банкротств кооперативных организаций.  Для своевременного выявления  признаков и причин неплатёжеспособности  и банкротства, оказания помощи  в разработке антикризисной программы  и реализации мер по оздоровлению  необходим систематический мониторинг  финансового состояния организаций  потребительской кооперации с  целью выделения неформальных  признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства,  ключевых показателей. Это потребует  повышения общей юридической  и финансовой грамотности руководящего  звена, работников финансово-экономических  и юридических служб.

4 Для повышения интенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышению инвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционных программ потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должны включать систему мер по защите организаций потребительской кооперации при привлечении инвестиционных ресурсов.

5 Внедрение новых  методов работы в области анализа,  планирования, контроля и стимулирования  с целью обеспечения оптимизации  налоговых платежей, развития социальной  сферы и защиты социально-экономических  интересов пайщиков. Необходимо  широко использовать современные  технологии управления финансами,  активно внедряя в практику  хозяйственной деятельности системы  потребительской кооперации инструменты  финансового менеджмента, антикризисного  управления в целях обеспечения  устойчивого экономического роста  и сбалансированного социального  развития.

6 Работа с  пайщиками по сохранению и  приумножению их численности.  Это направление деятельности  должно расцениваться как один  из основных резервов экономического  развития организаций потребительской  кооперации. Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное  участие способствуют развитию  кооперации во всех направлениях:

1) восстановлению  принципов и норм кооперативной  демократии;

2) росту масштабов  за счёт укрепления взаимодействия  с пайщиками как участниками  заготовительной деятельности и  лояльными покупателями товаров  кооперативных торговых сетей;

3) росту объёмов  закупок сельскохозяйственной продукции  и дикорастущего сырья, и, следовательно,  объёмов переработки и производства;

4) увеличению  ресурсов торговли за счёт  продукции пайщиков, индивидуальной  трудовой деятельности, народных  промыслов, охоты, рыболовства,  звероводства;

5) пополнение  основных и оборотных средств  кооперативных организаций за  счёт паевого фонда в результате  вступления новых членов, увеличения  паевого взноса, а также заёмных  средств пайщиков, вовлечения пайщиков  в инвестирование организаций  потребительской кооперации.

7 Полномасштабное  развитие кадрового потенциала  всей системы потребительской  кооперации.

8 Интеграция  в международную систему организаций  потребительской кооперации (Международный  кооперативный альянс, Еврокооп и другие).

9 Развитие информационного  обеспечения деятельности потребкооперации, в том числе популяризация  кооперативных идей и деятельности  потребкооперации через средства  массовой информации.

10 Стимулирование  платёжеспособного спроса населения  и активизации производства в  сельской местности посредством  развития финансирования сельского  населения, реализация программ  микрофинансирования. [10; 12]

Таким образом, в содержании Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года выделяется преамбула  и следующие основные положения: условия формирования Концепции, основа развития потребительской кооперации, препятствия на пути развития потребительской  кооперации, что может потребительская  кооперация, миссия развития потребительской  кооперации в современных условиях, цели развития потребительской кооперации, основные предпосылки к реализации Концепции и общие задачи Концепции  и другие.

Информация о работе Потребительская кооперация