Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:42, контрольная работа

Описание работы

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Содержание

Понятие административного правонарушения
Признаки административного правонарушения
Состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

админ право контр.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

 

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

 

Содержание

 

  • Понятие административного правонарушения
  • Признаки административного правонарушения
  • Состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона
  • Заключение
  • Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие административного  правонарушения

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное  действие и противоправное бездействие  являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного  поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

 

 

 

 

 

 

 

Признаки административного  правонарушения

К юридическим признакам административного правонарушения относятся: 
1) административное правонарушение – акт поведения, выражающегося в действии или бездействии. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд). 
2) общественная опасность (вредность) – означает, что административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства. 
3) административная противоправность – означает, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено законом

4) административная  наказуемость – означает, что  общественно-опасное деяние, запрещенное  законом признается административным  правонарушением лишь в том  случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность 
5) виновность – означает, что деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

Вина физического  лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности

Административное  правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит  его вредные последствия и  желает наступления таких последствий  или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным  правонарушением, совершенным с  прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления вредных последствий не желал.

Административное  правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Случай, когда  водитель подъехал к перекрестку  на большой скорости, рассчитывая  успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел  этого сделать и выехал на перекресток  на красный свет, — типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), имеет место неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав административного  правонарушения

Состав административного  правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия  и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:

1) объект

2) объективная сторона

3) субъект

4) субъективная сторона

Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения.

Характеристика  отдельных элементов состава  административного правонарушения. 
1) объект правонарушения – это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:

• общие –  это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами  административного права. Общий  объект административного правонарушения перечислен в КоАП РФ: общественный строй, собственность, установленный порядок управления 
• родовой – группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения  
• непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет – вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения 

2) объективная  сторона – это те действия  или бездействия, в результате  которых субъект (правонарушитель)  нарушает административно-правовые  нормы. Факультативными признаками  объективной стороны являются:   
• последствия совершенного деяния

• причинная  связь между деянием и его  последствиями

• место, время, способ

В зависимости  от того, необходимо ли наступление  отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил (нарушение пдд)

Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление  отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений.

Содержание  объективной стороны может включать — неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

  Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение однородного правонарушения,   за   которое  оно  уже   подвергался административному взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения,  квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнение обязанностей, возложенных виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым зависимо от продолжительности действия или бездействия. Длящееся административное правонарушение следует отличать продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено неоднократно.

3) субъект правонарушений  – деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения ( в отношении некоторых административных проступков ответственность наступает с 14 лет). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, медработник и др.

Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется  медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев.

4) субъективная  сторона – психическое отношение  лица к противоправному деянию  и его последствиям. Она характеризуется  виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность.

Умысел (2 вида):

• прямой – если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные  последствия и желало их наступления 
• косвенный – если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично. 
Неосторожность: 
• самонадеянность – правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить 
• небрежность – не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. 
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.

 

 

 

Заключение

В литературе высказаны  различные мнения относительно социально-правовой сущности административного правонарушения:

а) последние являются общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни административные правонарушения общественно опасны, другие являются вредными, но не общественно опасными.

По существу, административные правонарушения, как и преступления,  являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности. Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не характером единичного правонарушения, а их распространенностью; в- третьих, общественная опасность проявляется в самой их противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражается во вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности и вредности является необоснованным. В-пятых, постоянно идет процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые административные правонарушения предусмотрены более суровые меры ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и административных правонарушений вообще, (внешне сходных) частично совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.

Информация о работе Понятие, признаки и состав административного правонарушения