Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:50, контрольная работа
Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает многообразие форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих в индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При, этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий органа или должностного лица.
Вместе с тем творческий характер управленческой деятельности немыслим без предоставления субъекту управления самостоятельности в выборе тех или иных установленных законодательством форм
Введение
1. Понятие административно-правовых форм государственного управления.
2. Классификация административно-правовых форм государственного управления.
3. Понятие, виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
Заключение
Таким образом, правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации исполнительной власти.
Правовой акт управления представляет собой разновидность служебных документов (справок, отчетных материалов, протоколов и др.), постоянно используемых в деятельности соответствующих органов и должностных лиц. Как правило, он издается в качестве письменного юридического документа, но допускается и устная форма (в системе военного управления, служебных отношениях руководителя с непосредственно подчиненным работником). По масштабу своего действия акты управления не ограничиваются сферой государственного управления, а могут быть использованы для регламентации общественных отношений, относящихся к предмету финансового, природоохранительного, земельного, предпринимательского права.
В отличие от актов судебных органов (приговоры, решения, постановления, определения) правовые акты управления носят позитивный характер регулируемых отношений, поэтому они могут служить доказательствами в судебных процессах по жилищным, трудовым, административным делам. Правовые акты могут быть отменены или изменены судебным решением.
Правовой
акт носит подзаконный
Правовые акты могут классифицироваться по различным основаниям.
1. По юридическим свойствам:
2. В зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:
3. В зависимости от действия во времени (срока действия):
- бессрочные, т.е. когда срок действия актов точно не установлен, их можно применять в течение неограниченного срока, они действуют до того момента, пока не будут в законном порядке отменены;
- срочные, т.е. акты, в которых установлен срок их действия, по истечении данного срока акт управления утрачивает свою силу;
- временные, т.е. акты управления, действующие в течение неопределенного, но, как правило, непродолжительного времени.
3. По установленному наименованию:
-постановления,
приказы, распоряжения,
правила, инструкции
(положения) федеральных
органов исполнительной
власти;
-постановления и распоряжения правительств республик, входящих в состав РФ, должностных лиц субъектов РФ.
С учетом юридической характеристики правовых актов управления, их прямой связи с процессом практической реализации исполнительной власти несомненно важно значение тех требований, которые действующее законодательство, а также управленческая практика предъявляет прежде всего к юридическому содержанию, качеству и порядку их принятия:
1. Целесообразность,
полезность с точки зрения государственных
интересов. В основе акта должно лежать
общественное благо, он должен
быть научно обоснован, соответствовать
реальной обстановке, своевременно
принят, предусматривать механизм
его претворения в жизнь.
С целью достижения целесообразности
акта должны учитываться:
2. Законность. Данное требование может быть детализировано и с позиций юридического содержания правовые акты управления должны:
а) не противоречить Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным указам Президента РФ;
б) основываться
на конституционном и договорном разграничении
предметов ведения
и полномочий между
федеральными органами исполнительной
власти и аналогичными органами субъектов
РФ (в рамках общего разграничения предметов
ведения и полномочий);
в) издаваться только полномочным исполнительным органом (должностным лицом), т.е. в пределах закрепленной за ним компетенции;
г) учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти;
д) быть
юридически обоснованными, т.е.
четко выражать основания и цели
издания, а также юридические
последствия, вызываемые
его
изданием;
е) не
должны ограничивать
либо нарушать компетенцию
и
оперативную самостоятельность
нижестоящих звеньев
системы
исполнительной власти, а также предприятий,
учреждений и организаций,
как ведомственной подчиненности,
так и независимо от
нее и форм
собственности;
ж) не
должны ограничивать
либо нарушать установленные
действующим законодательством права
и законные интересы общественных
объединений и иных негосударственных
формирований;
з) издаваться
с соблюдением установленной
для него формы и
процедуры подготовки, принятия и издания.
Акты, не соответствующие требованиям законности, подразделяют на ничтожные и оспоримые.
Акты признаются ничтожными, если:
- нет законного основания (заявления, представления и т.д.) для принятия акта;
Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.
3. Организационно-технические требования:
- язык
акта должен быть четким, ясным, лаконичным,
понятным для
тех, к кому он обращен;
- акт
должен быть оформлен
грамматически правильно
(любые
ошибки могут исказить его смысл);
Вывод
по вопросу: Таким образом, правовые
акты управления независимо от их юридического
содержания (правило поведения или конкретное
предписание) не являются актами законодательного
характера, что не умаляет их значения
в системе правового регулирования общественных
отношений и оправдывает строгие требования,
предъявляемые к ним. Они важны, поскольку
от их соблюдения либо несоблюдения прямо
зависит юридическая сила этих правовых
актов, т.е. их действие.
Итак, исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения (делопроизводство, моделирование, совещание и т.п. власть не выражают). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления, однако в настоящее время все в большей степени актуальным становится вопрос о месте административно-правового договора в системе форм реализации исполнительной власти.
В заключении хотелось бы отметить, что органы внутренних дел, являясь системой органов исполнительной власти, осуществляют свою управленческую деятельность, выраженную в определенных формах.
Органы внутренних дел, осуществляя возложенные на них задачи и функции, принимают соответствующие правовые акты, которые издаются в связи с осуществлением административной (управленческой) деятельности, направленной на регулирование и разрешение вопросов, возникающих в сфере внутренних дел, в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и др.
Рассмотренные выше вопросы позволяют сделать вывод о многообразии имеющихся в теории и практике административно-правовых форм управленческой деятельности.