Понятие и виды административно-правовых форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:18, контрольная работа

Описание работы

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление.

Содержание

Вопрос 1………………………………………………………………………....3
Понятие и виды административно-правовых форм.
Вопрос 2…………………………………………………………………………5
Понятие и виды методов государственного управления, их отличие от методов административного права.
Задача 1……………………………………………………………………….….13
Задача 2…………………………………………………………………………..16
Список источников и литературы…………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Поскольку стимулирующие средства чаще всего  носят материальный характер, то они  именуются экономическими методами управления. Вместе с тем в государственном  управлении широко используются, наряду с административными и экономическими, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.

     Административные, экономические и социально-психологические  методы управления, характеризуя различные способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. Все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.

     В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально-психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы.

     Административные  методы характеризуются «властью —  подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает  при использовании административных методов воздействия учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.

     Классификация административных методов управления.

     По  форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

     По  юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным  относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

     По  способу воздействия на поведение  объектов управления административные методы подразделяются на:

     обязывающие к совершению определенных действий;

     уполномочивающие  совершать определенные действия;

     поощряющие  совершение социально полезных действий;

     запрещающие совершение тех или иных действий.

     По  форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. В систему экономических методов входят прибыль, премия, кредит и др.

     Социально-психологические  методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого  морально-психологического климата, способствующего  успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся:

     методы  управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение  престижа профессий и др.);

     методы  управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение  социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.);

     методы  управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

     К психологическим методам управления относятся:

     методы  комплектования малых групп и  коллективов на основе психологической  совместимости работников, методы гуманизации  труда;

     методы  психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия;

     методы  профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют  занимаемой должности и др.

     Административные, экономические и социально-психологические  методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания полномочными органами юридических актов управления. Назначение на должность лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного на то органа. Поэтому недопустимо противопоставление административных, экономических и социально-психологических методов управления. 
 

     Задача 1

     Охарактеризуйте отличие правовых актов органов  исполнительной власти от актов органов  правосудия, актов органов законодательной власти, актов негосударственных организаций.

     Правовые  акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правового акта управления, следующие:

     а) представляет собой юридический  вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот  или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

     б) издается только полномочным субъектом  исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

     в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

     г) представляет одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

     д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

     е) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

     ж) может либо создавать юридическую  основу для возникновения, изменения  или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

     з) он подзаконен, т.е. может быть издан  полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

     и) занимает определенное место в иерархической  системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих  звеньев системы исполнительной власти;

     к) представляет собой юридическую  разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

     л) как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления;

     м) с учетом ранее изложенных его  качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и проч. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте Правительства РФ, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);

     н) может быть в установленном действующим  законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами  порядке опротестован или обжалован;

     о) в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически властных предписаний  вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

     В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти.

     Правовые  акты управления отличаются от актов  судебных органов государственной  власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным делам).

     Акты негосударственных организаций также представляют собой юридический вариант управленческого решения, издаются не органом исполнительной власти, не выражают государственно-властную природу, а властную природу только данной организации, и распространяет свое действие только в данной организации.

 

     Задача 2

     к правовым формам относится:

     - заключение гражданско-правовых  договоров;

     - издание министром внутренних дел приказа, утвердившего инструкцию о порядке применения специальных средств для принудительной остановки транспортных средств;

     - вынесение начальником районного  органа внутренних дел постановления  о назначении административного  наказания в виде штрафа в отношении гражданина;

     - выдача лицензии органом транспортной  инспекции на занятие индивидуальной  перевозочной деятельностью на  автомобильном транспорте:

     - регистрация главным управлением  министерства юстиции по Челябинской  области общественного объединения.

     К неправовым формам относится:

     - заключение административных договоров;

     - осуществление органами внутренних  дел наблюдения за ходом социальной  реабилитации лиц, судимых за  преступления, связанные с незаконным  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ;

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых форм