Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 16:44, реферат
Цель данной работы изучить понятие и структуру органов исполнительной власти субъектов РФ. Для достижения данной цели в работе в первую очередь будет рассмотрено понятие органов исполнительной власти субъектов РФ, их функции, полномочия, задачи, компетенция, затем будет рассмотрена структура органов исполнительной власти, процедура ее создания и взаимодействие с высшими органами исполнительной власти РФ.
Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ 4
2. Структура органов исполнительной власти субъектов РФ 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать, по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Среди
субъектов административного
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Цель
данной работы изучить понятие и
структуру органов
В работе будет использована Конституция РФ, федеральные законы, регулирующие правоотношения в данной области, а также труды Авакьян С.А., Кнорринг В.И. «Основы государственного и муниципального управления», Мухаева Р. Т. и Пылина В.В.
Каждый из 89 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это, в частности, означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).
Особенностью этой единой системы является то, что вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), то есть на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус.
При этом функции и полномочия в области государственного управления на уровне субъектов Федерации осуществляются не федеральными органами исполнительной власти (кроме случаев сохранения строгой управленческой вертикали, например, в системах управления обороной, внутренними делами).
«Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя. К числу общих принципов относятся:
Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:
Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.
«Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов Федерации. Отнесенные к их ведению полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляют на территории субъектов непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы»2.
На
федеральном уровне важное значение
придается обеспечению
Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.
Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.
Следует иметь в виду, что для характеристики системы государственного управления в субъектах Федерации часто употребляется термин «региональное управление». По своей сути под ним понимается административно-правовая организация системы государственного управления в субъектах Федерации, отличная от такой же организации управления на федеральном уровне.
При характеристике регионального управления необходимо учитывать, что практически на территории субъектов функционируют все хозяйственные, социально-культурные и иные объекты (организации различного отраслевого профиля), дающие работу миллионам людей или обслуживающие их разнообразные и повседневные интересы и потребности. Фактически все население страны базируется на их территории. В силу этого правовому, включая административное, регулированию принадлежит решающая роль в обеспечении эффективной государственно-управленческой деятельности на региональном уровне как одному из решающих условий жизненности современного российского федерализма.
Государственно-правовая
природа субъектов Федерации
различна. С одной стороны, национальные
республики, вошедшие в состав Российской
Федерации со своими конституциями и вытекающими
отсюда особенностями организации исполнительной
власти; с другой стороны - края и области,
то есть типично административно-
Продолжается работа по унификации системы органов исполнительной власти во всех субъектах Федерации. Ее юридическую основу составляет Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», один из разделов которого специально посвящен органам исполнительной власти субъекта Федерации3.
Соответственно в настоящее время действуют единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. В отношении этих норм, прежде всего, необходимо обратить внимание на следующее:
а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;
б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта;
в)
конституцией (уставом) субъекта Федерации
может устанавливаться
г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет;
д)
порядок выборов высшего
е)
законодательный орган субъекта
Федерации устанавливает
ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда - президент, губернатор, мэр и т.п.);
з) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта;
и) высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, причем высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его;
к) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
л) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.).
Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются, чаще всего, единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, Председатель правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерство, государственные комитеты, комитеты, главные управления.
Информация о работе Понятие и структура органов исполнительной власти РФ