Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:01, реферат
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Понятие и создание юридического лица. 1.1 Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Статья 113.
Унитарное предприятие
1.Унитарным
предприятием признается
Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
В форме унитарных
предприятий могут быть созданы
только государственные и
4. Органом
унитарного предприятия
5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
6. Правовое
положение государственных и
муниципальных унитарных
Статья 114.
Унитарное предприятие,
основанное на праве
хозяйственного ведения
Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.
Статья115
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
1.2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
Гражданский кодекс РФ — ст. 113—115, 294—300.
Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» (с изм. от 7 августа 1995 г.) // СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 393; 1995. ЛЬ 32. Ст. 3293.
Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 700.
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (с изм., включая от 1 б марта 2000 г.) // САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 593; СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 777; № 13. Ст. 1373.
Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций» // СЗ РФ. 1997, № 44, Ст. 5078.
Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2000 г.) / / СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626; 2000. № 49. Ст. 4825.
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (с изм. от 16 февраля 2001 г.) // СЗ РФ 2000. №6. Ст. 777; 2001. №9. Ст. 861,
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (с изм. от 19 июля 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 13. Ст. 1373; 2001. №31. Ст. 3281.
Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах но повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440,
Распоряжение Министерства государственного имущества РФ от 16 февраля 2000 г. № 188-р «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия» (с изм. от 6 марта 2001 г.) // БНА, 2000. № 11; 2001. № 16.
Распоряжение Министерства государственного имущества РФ от, 16 февраля 2000 г. № 189-р «Об утверждении Примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» (с изм. от 9 июня 2000 г.) // БНА. 2000. № 13; 2000. № 34.
Постановление Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. № 542 «О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах» // Вестник Мэрии Москвы. 1999. № 15.
1.3. Государственные
и муниципальные унитарные
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.
Унитарные предприятия
представляют собой организационно-правовую
форму, посредством которой
От иных коммерческих
организаций унитарные
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками1.
В Российской
Федерации создаются и
1 В действующем ГК РФ закреплена двойственная позиция в отношении категории «предприятие»: с одной стороны, оно рассматривается как объект гражданского права (ст. 132 ГК РФ), с другой — как субъект гражданско-правовых отношений (ст. 113 ГК РФ), что не могло не найти отражения и в современной юридической литературе. Так, негативное отношение к категории «предприятие» как субъекту гражданского права нашло свое отражение в учебнике «Гражданское право», подготовленном коллективом авторов МГУ (см.: Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 306). Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве «четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его правосубъектности» (Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. С. 221). Ю.К.Толстой пишет. «Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторонников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущественный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справедливо обратил внимание на то, что понятие «предприятие» является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство. В том числе новейшее (см. § 4 гл. 4 и ст. 132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан» (Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе) Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000. ( ПО—111).
унитарные предприятия,
основанные на праве хозяйственного
ведения, — федеральное государственное
предприятие и государственное
предприятие субъекта Российской Федерации
(далее — государственное
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее — казенное предприятие).
Правоспособность унитарных предприятий в отличие от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия (ст. 49, 113 ГК РФ, ст. 3, 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Данное положение
нашло отражение и в судебно-
Необходимо
также учитывать, что действующее
законодательство ограничивает деятельность
унитарных предприятий в
На начальном этапе проведения рыночных преобразований в России возобладала точка зрения о необходимости прекращения создания новых федеральных государственных унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных унитарных предприятий, что нашло отражение в нормах Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий».
Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствуют об ошибочности указанной выше позиции.: Законодатель направил усилия на создание механизма управления унитарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, а также отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.