Понятие государственных служащих. Их виды. Должность в государственном аппарате

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные служащие как социально-профессиональная общность…...………………………………………………………………..……..5
1.1. Понятие государственного служащего………………………………….....5
1.2. Классификация государственных служащих………………………….......8
Глава 2. Должность государственной службы………………………………11
2.1. Понятие государственной службы в Российской Федерации………….11
2.2. Классификация (виды государственных должностей) государственной службы Российской Федерации……………………………………………….15
Глава 3. Правовой статус государственного служащего……………………...17
3.1. Права государственного служащего………………………………………17
3.2. Обязанности государственного служащего………………………………21
3.3. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………22
3.4. Ответственность государственных служащих…………...........................33
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………….……………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

                                        Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     Российская  Академия Правосудия

     Казанский филиал

     Факультет непрерывного образования

     Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: Административное право

     на  тему:

     ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ. ИХ ВИДЫ. ДОЛЖНОСТЬ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ  АППАРАТЕ. 

                   Работу выполнил:

     студент группы П-83 Абдюков Руслан Рамилевич

     Номер зачетной книжки:________________

     Проверено:________________

     Оценка:________________

     Подпись преподавателя________________ 
 
 
 
 
 

                                              Казань 2010

                                         Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственные служащие как социально-профессиональная общность…...………………………………………………………………..……..5

1.1. Понятие государственного служащего………………………………….....5

1.2. Классификация государственных служащих………………………….......8

Глава 2. Должность государственной службы………………………………11

2.1. Понятие государственной службы в Российской Федерации………….11

2.2. Классификация (виды государственных должностей) государственной службы Российской Федерации……………………………………………….15

Глава 3. Правовой статус государственного служащего……………………...17

3.1. Права государственного служащего………………………………………17

3.2. Обязанности государственного служащего………………………………21

3.3. Государственные гарантии при прохождении госслужбы………………22

3.4. Ответственность государственных служащих…………...........................33

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………….……………………………..41

 

Введение 

     Актуальность  темы. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

     Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и  включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

     Другая  сторона государственной службы – это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

        Понятие государственного служащего дано ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с этим Законом гражданский служащий – это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ.

     Целью данной курсовой работы является формирование целостного представления о государственном служащем, его административно – правовом статусе.

     Методологическая  база исследования. Посредством изучения нормативно – правовой базы при написании данной курсовой применялись различные общенаучные и частно-научные методы исследования. Был применен системный подход к рассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственной службе, история его развития на современном этапе. Применялся исторический метод, который позволил установить, что управленческие отношения, лежащие в основе деятельности государственного аппарата, возникли намного раньше, чем юридические нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы.

     Степень исследованности темы. Существенным вкладом в развитие теории государственной службы стали работы таких ученых, как А.А. Гришковец и В.А. Козбаненко. Весьма плодотворно развиваются антикоррупционные аспекты системы организации и функционирования государственной службы в трудах А.В. Куракина. Комплексное и очень серьезное, с научно-практической точки зрения, исследование основополагающих вопросов государственной службы содержится в трудах А.Ф. Ноздрачева. Мнения этих и других авторов будут представлены в курсовой работе. Широко в работе используются и правовые акты, начиная с Конституции и кончая подзаконными.

     В данной работе освещено понятие госслужащего, правовой статус, классификация госслужащих. Таким образом на основе системного анализа законодательства приводится полная картина правового положения госслужащих. Это поможет выявить существующие пробелы в законодательстве, определить пути дальнейшего реформирования данного важнейшего института в системе государственного управления.

 

      Глава 1. Государственные служащие как социально-профессиональная общность  

     1.1. Понятие государственного служащего 

     Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций).

     Если  строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации», то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1]: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

     Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

      Российская  Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

     В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

     Итак, понятие «государственный служащий»  можно определить следующими признаками.

     Во-первых, государственный служащий — это  физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным  языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор[2], согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

     Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о  государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.

     В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной  службы в установленном законом  порядке.

     В-четвертых, государственному служащему присваивается  в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

     В-пятых, государственный служащий выполняет  государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные  задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение и т. д.).

     В-шестых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

     Исходя  из всего вышеизложенного можно  заключить, что определение понятия  «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению  с советским периодом, когда  понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя). 
 
 
 

                        1.2. Классификация государственных служащих

       В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

     Все государственные служащие могут  быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие  присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

Информация о работе Понятие государственных служащих. Их виды. Должность в государственном аппарате