Понятие государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.89 Кб (Скачать)

     Введение 

     Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, целесообразности, обоснованности и эффективности  государственного управления выступает  социальность - наполненность государственного управления общественными запросами  и ожиданиями, реальным бытием людей.

     При решении управленческих задач в  административно-политической сфере  используются конкретные способы (методы) влияния на деятельность учреждений, организаций, должностных лиц и  граждан со стороны органов управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, который опирается  на властные полномочия и состояние  подчинения.

     Другими словами возникают управленческие отношения, представляющие систему  взаимосвязей между людьми с целью  приведения в порядок и организации  общей жизнедеятельности.

     Термин "государственное управление" является одним из центральных в  науке административного права, однако, к сожалению, до сих пор  отсутствует единство мнений относительно его содержания. Данный термин достаточно широко используется не только в России, но и в зарубежных государствах, однако наполнен различным смысловым  содержанием и зависит от многих политико-правовых критериев. В советский  период оно, будучи признанным и установленным  на государственном уровне, употреблялось  в научно-теоретической, нормотворческой  и правоприменительной сферах государственной  деятельности. Сегодня подавляющее  большинство ученых-юристов понимает и рассматривает государственное  управление в широком и узком  смысле. Государственное управление в широком смысле - разновидность  социального управления, специфический вид государственной деятельности, отличный от иных проявлений. Оно носит всеобъемлющий характер, представляет собой целостную институциональную систему, действующую полифункционально, реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Задачи и функции государства решаются и осуществляются именно в рамках государственно-управленческой деятельности. В институциональной структуре государственного управления нет какой-либо функциональной автономности, власть в том или ином обществе одна, но есть ее разные управленческие функции, что и предопределяет институциональную дифференциацию управленческой системы.

     Особо значимым структурно-функциональным элементом  в системе государственного управления выступает институт оперативного управления, обеспечивающий практическое исполнение, реализацию, претворение в жизнь  законодательных решений. В этой связи в теории административного  права наиболее распространенным является понятие государственного управления в узком смысле. При этом под  ним понимается самостоятельный  вид государственно-властной деятельности, которая имеет организующий, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер, осуществляемый особой категорией субъектов административного  права - государственных органов (их должностных лиц) по практической реализации задач и функций государства  в процессе повседневного и непосредственного  руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Несмотря на определенные различия в  точках зрения, почти все авторы подчеркивают организующий, исполнительный и распорядительный характер государственно-управленческой деятельности, направленной на решение  основных задач и выполнение основных функций государства. При этом все  подзаконное исполнительно-распорядительное, координирующее и контрольное государственно-властное воздействие справедливо квалифицируется  как государственное управление. 

Государственное управление 

   Все цивилизованные государства в современном  мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное  внимание любого здравомыслящего правительства  к проблеме организации государственной  службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство  находится на начальном этапе  своего развития, и для того, чтобы  правильно и наиболее полно выполнить  задачу построения и организации  государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать  исторические особенности нашего государства.

   Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных  актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных  формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями.  Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть.  Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики.  Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности.  Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления. 

   Государственное управление имеет четко выраженный публичный характер: проводит в жизнь  содержащиеся в законодательных  актах юридически властные предписания, осуществляет функции текущего управления, представляет собой государственную  деятельность по управлению делами общества.   В процессе осуществления этой деятельности субъекты управления используют предоставленные им распорядительные полномочия, права по принятию властных актов управления, которые являются обязательными и обеспечиваются мерами государственного принуждения.

     Основным  элементом государственного управления является его системность.

     Система управления – это элементы и связи, характеризующееся единством и  дифференциацией.

     - общих и частных задач, целей,  принципов.

     - органов и институтов управления.

     - внутрисистемных и межсистемных  связей.

     - материальных и иных условий  управления.

     Система управления – система  субъектно-объектных  зависимостей, охватывающих:

     - организацию и функционирование  субъекта управления – управляющую  систему.

     - структуру взаимосвязей управляющей  системы с общественной системой  – управляемыми объектами.

     - компоненты общественной системы  или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи  структуру управляемой системы  и непосредственно воспринимают  государственно-управляющее воздействие  либо участвуют в их формировании.

     Система управления – сеть информационных связей, обеспечивающих гомеостазис  системы, т.е. сохранение равновесного состояния ее элементов и подсистем  вопреки внешним и внутренним воздействиям и угрозам.

     Первые  две формулировки по своим понятиям более узкие, чем третья. Первая закрепляет наличие структуры, ее единства и  дифференциации. Вторая добавляет направление  субъектно-объектного воздействия. Но третья – есть самая полная ибо  через гомеостазис (контроль результатов  управления через обратные связи) указывает  на необходимость устойчивости системы, т.е. ее продолжительность жизни  во времени. Вопреки внешним и  внутренним воздействиям и угрозам.

     Если  не будет четких и понятных направлений  информационных связей, используемых системой управляющего воздействия, то управляющее воздействие не будет  достигать цели, а иногда будет  получать накопленное обратное воздействие, что в гос.управлении приводит к  коллапсу, развалу страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Основные  черты государственного управления: 

       1.      Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

       2.      Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

       3.      Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

       4.      Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

       5.      Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

       6.      Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Характеристика  государственного управления:

    • государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
    • государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);
    • государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
    • государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
    • государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
 
 
 

     Функции государственного управления 

     Эти функции вытекают из сути государства, его развитости на данный момент времени.

     Функционирование  – это выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  обязанностей.

     Функционирование  – выполнение определенных действий по заранее параметрам и задачам.

     Функциями на основании закона или Указа  Президента, (например, № 314 от 09.03.04 г.) в Российской Федерации наделяются госорганы, но их реализация происходит через государственное управление. Обозначим общие внутренние функции  гос.органов Российской Федерации:

     -экономическая

     -политическая

Информация о работе Понятие государственного управления