Понятие бюрократизма на государственной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования служит анализ проблемы бюрократизма и рассмотрение наиболее эффективных механизмов преодоления данного явления. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
1)·раскрыть сущность понятия бюрократизм;
2) выявить принципиальные отличия бюрократии от бюрократизма;
3)·рассмотреть специфические черты российского бюрократизма;
4)·изучить причины появления бюрократизма;
5)·определить основные механизмы ограничения бюрократизма.

Содержание

Введение
2
1 Бюрократизм: определение, отличительные признаки
4
2 Бюрократизм как негативная форма проявления бюрократии
6
3 Формы проявления бюрократизма в системе государственного управления современной России
10
4 Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления
13
Заключение
21
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

коррупция и бюрократия.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

 

3 Формы проявления бюрократизма в системе государственного управления современной России

 

Российская бюрократия унаследовала все признаки советской бюрократии, присовокупив к ней черты, сформированные сильным влиянием глобализации. В  российскую действительность был искусственно, иногда насильственно введен целый  ряд элементов, которые не соответствовали  ни российской, ни иностранной действительности. Глобализация привнесла те черты  в процесс формирования бюрократии, которые обусловлены изменившемся подходом сильных государств в их стремлении к мировому господству. Если раньше они делали ставку на завоевание государства, то в настоящее время  используют в основном невоенные  средства для достижения господства, эксплуатации ресурсов других народов  во имя собственного социального  благополучия. А средством достижения целей становится формирование в  странах-жертвах компрадорской мафиозно-бюрократической элиты, которая способствует получению «договорного» доступа к природным богатствам слаборазвитых стран. Мафиозно - бюрократическая элита является тем инструментом, благодаря которому достигается сокращение населения непривилегированных стран в 2-2,5 раза за счет скрытого геноцида: дорогое медицинское обслуживание и лекарства, навязывание зависимости от потребления алкоголя, табака, наркотиков, разрушение семьи, провоцирование военных вооруженных конфликтов, духовно-нравственное порабощение через СМИ и массовую псевдокультуру и т.п.

На процессы формировании компрадорской бюрократии накладывают  свой опечаток и новые информационные технологии, и тесно связанные  с ними вопросы подготовки управленческих кадров нового мирового порядка. Так, в 2003 г. Россия подписала Болонский  протокол и уже начался осуществляться переход к подготовке кадров на основе Болонского протокола.

После подписания Болонского протокола закладываются основы для еще большей зависимости  и контролируемости российской бюрократии со стороны международных наднациональных  институтов. Но уже и сегодня влияние  глобализационных процессов достаточно сильно сказывается на бюрократии, поэтому необходимо обратить особое внимание на качества современной бюрократии.

Совершенно очевидно, что  начатые в России радикальными либералами верхушечные реформы были отторгнуты значительной частью населения страны. Эти реформы раскололи общество на две неравные части, преследующие несовместимые цели. Составной частью «верхнего» слоя общества является государственный  аппарат, который возрос в невиданных масштабах. Так, «в нынешней демократической  России с населением почти вдвое  меньше, чем в СССР, и с 25% оставшейся госсобственности в экономике чиновничий аппарат всех уровней вырос вдвое  по сравнению с числом чиновников во всем тоталитарном СССР. При Сталине  госаппарат насчитывал 532 тысячи человек, при Горбачеве - 632 тысячи: при Ельцине  и Путине - миллион с четвертью». Никогда прежде бюрократический аппарат не поглощал ресурсы общества столь масштабно, как сейчас. Количественный рост аппарата всегда есть ответ управленческой организации на все возрастающую неэффективность функционирования, его неспособность справиться с ключевыми задачами целеполагания, управления и контроля.

Неэффективность государственного аппарата сопровождается повсеместным воровством и коррупцией, которая  как раковая опухоль разъедает  страну, формируя экономику квазифеодального типа с иерархией сюзеренов в лице чиновников различных рангов и обслуживающих, полностью от них зависимых хозяйственных структур от крупнейших холдингов до палаточного бизнеса.

Тотальная бюрократизация, коммерциализация и коррумпированность государства еще более обостряет  все негативные процессы в обществе. Результатом становится все расширяющаяся  подмена общества клиентеллой, т.е. бесправными и зависимыми от государства слоями населения, самого различного имущественного и социального положения. Но из истории следует помнить, что участники клиентеллы никогда не были настоящими гражданами. Находясь в зависимости от государственного бюрократического аппарата, они всегда были отчуждены от государства, и в критические моменты выступали как враждебная сила. Тот факт, что между властью (реальной, анонимной) и народом образовалась глубокая пропасть, ни у кого не вызывает сомнений, как не вызывает сомнений и то обстоятельство, подтвержденное историческим опытом, что власть, неспособная достичь общественного консенсуса, не сможет удержаться в будущем на законных основаниях.

Абсолютное большинство  наших политических руководителей  и гражданских служащих от низшего  до самого высокого уровня даже теоретически не понимают и тем более психологически не воспринимают скоротечность или, по крайней мере, конечность своего пребывания во власти. Они не умеют, да и не хотят строить свою работу и жить так, чтобы через 4, 8, максимум 12 лет покинуть свой пост, оставив после себя завершенные реформы, добрую память и неразворованную казну.

Из многих фундаментальных  составляющих демократии самым актуальным и до сих пор не востребованным в России является не выборность и  не разделение властей, а именно ограничение  сроков пребывания у власти, которое  создает психологический и политический фундамент нравственной ответственности. Безусловно, есть реформы, которые требуют  десятилетий для своего совершенствования. Но все это не отменяет необходимости  смены чиновников.

Подводя черту, можно сказать, что на современном этапе развития российская бюрократия показала свою полную несостоятельность. Это выражается в ряде проблем, связанных с эффективным  функционированием системы государственного управления. К ним относятся: низкая эффективность государственного управления, непрофессионализм чиновников, коррупция  и отсутствие борьбы с ней, разрастание  аппарата управления и многое другое. И если не предпринимать никаких  мер для их нейтрализации, то неизбежен  крах всей нашей системы государственного управления.

 

4 Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления

 

В настоящее время особую актуальность в российском обществе приобретает дебюрократизация, т.е реализация системы мер по преодолению бюрократизма. Особое значение это имеет сейчас, когда в России наметились значительные перемены. Ведь от качества работы чиновников зависит, будут ли люди терпимо настроены по отношению к власти или она будет вызывать у них отторжение.

Война с бюрократизмом - дело в ряде отношений более тонкое и сложное, чем обычная война. Следует начать с того, что бюрократ обычно не виден или плохо различим, он не только не противопоставляет  себя народу, а вроде бы и сам  рьяно борется за социальный прогресс.

Будучи определенной формой или стилем управления, бюрократия воспринимается как неотъемлемая сторона  любого управления. Удары по бюрократизму не могут не отзываться на управлении, в какой-то мере нарушая нормальное течение дел и саму общественную жизнь. Бюрократизм пользуется этим. Нарастание бюрократизма стало реальностью  не в последнюю очередь из-за того, что опротивевшее обществу бюрократизированное  управление, не в полной мере выполняющее  полезные функции, казалось все же меньшим  злом, чем возможная дезорганизация в случае бескомпромиссных мер по искоренению бюрократизма. Даже сейчас такие выгодные бюрократизму настроения отнюдь не исчезли.

Проводимые социологические  исследования свидетельствуют о  достаточно низком уровне гражданского сознания в современном обществе. В связи с этим можно сказать, что безусловный приоритет в  преодолении бюрократизма отдан  Закону. Сам по себе Закон не может  бороться с бюрократизмом и коррупцией, все зависит от того в чьи руки он попадет и здесь главенствующую роль играет культура чиновников, которая  должна формироваться как в процессе обучения и повышения квалификации, так и общественным мнением, где  немаловажную роль играет позиция, занимаемая СМИ. Ведь человек с раннего детства  большую часть информации получает из книг, газет, телевидения и от того какого качества будет эта информация часто зависит и дальнейшее поведение.

В сфере государственного управления работают люди, занятые  сложным, специфическим видом умственного  труда - управленческим трудом. Страна же нуждается в новом поколении  профессионалов-управленцев современной  формации. Большую роль в этом может  сыграть принятие этического кодекса, в основу которого могут быть положены принципы служебного поведения чиновников, утвержденные Указом Президента РФ.

Долгое время работа в  государственных органах не считалась  профессией. Знание производства считалось  главным в деятельности любых  административных органов, и многочисленные должности в госаппарате чаще всего замещались лицами с дипломами  различных вузов. Повышение эффективности  работы аппарата может быть достигнуто за счет повседневного внедрения  научной организации, механизации, автоматизации и информатизации управленческого труда, создания в  коллективах атмосферы, где все  ратуют за повышение качества жизни  в обществе.

Бюрократизм приобретает  тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее политический режим. Демократизм и бюрократизм - противоположности. Демократизация системы управления для повышения ее эффективности  неизбежно лишает бюрократизм благоприятной  среды, в которой сейчас он размножается и благоденствует. При этом борьбу с бюрократизмом следует рассматривать  в широком контексте демократического обновления, недопустимость ее сведения к обличению бюрократического стиля  управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям аппарата управления.

Основным путем преодоления  бюрократизма в нашем обществе должно послужить резкое сокращение функций  государства, ограничение круга  его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной  иерархической системы государственного управления всем и вся необходимо повсеместно вводить различные  формы социального самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные организмы (предприятия, села, поселки, города, регионы и т.д) могут послужить действенным рычагом в борьбе с бюрократизмом.

Не менее важную роль в  борьбе с бюрократизмом должна играть и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль «низов» необходимо будет ставить как заслон на пути различных извращений и злоупотреблений со стороны «верхов».

К ним можно отнести  открытость процессов принятия общих  решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение  роли общественных организаций в  управленческом процессе, реализацию принципа многопартийности и др.

Также контроль за бюрократией  должен включать в себя такие меры как снятие ряда ограничений на трудовую и общественную самодеятельность, развитие государственно-общественного самоуправления (к примеру, деятельность творческих организаций), реализацию принципа состязательности программ руководителей, делегатов, депутатов, рассекречивание статистики и другие меры, которые, кстати говоря, в той  или иной степени воплощаются  в жизнь в последние годы в  нашей стране в ходе коренных социально-экономических  и политических преобразований.

Успешной борьбе с бюрократизмом  могут и должны способствовать система  социального оппонирования чиновничеству  и социальный контроль за деятельностью  аппарата в целом. Однако социальное оппонирование ни в коем случае не следует толковать как нечто  антиаппаратное. Но управление нельзя доверять одному лишь аппарату. Необходимо сочетание демократического государственного управления с действенными механизмами социальной саморегуляции. Опыт (и положительный, и отрицательный) показывает, что повышение эффективности государственного управления практически невозможно, если оно не дополняется, не уравновешивается «разумными» механизмами социальной саморегуляции, стимулирующими гражданскую активность и общественный контроль. Такой системой социального оппонирования государственной власти призвано стать формирующееся в нашей стране гражданское общество с развитой системой саморегуляции.

Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций (движений). Оно исключает какое-либо их противостояние и осуществляется с помощью представительной демократии, посредством реализации принципа разделения властей и их сбалансированности, утверждения рациональных механизмов плюрализма идей, исключения сверхконцентрации власти у какой-либо личности или социальной группы.

Именно гражданское общество разрушает монополию на власть, уравновешивает государственную власть с властью  частных лиц и независимых  организаций.

Кроме того, нам нужны  специальное антибюрократическое законодательство, правовая защита человека от всех возможных форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о непременной компенсации за нанесенный материальный и моральный ущерб.

Анализ законодательного материала свидетельствует о  необходимости детальной регламентации  вопросов ответственности за бюрократизм. Целесообразно в данном случае было бы принятие парламентом страны закона о борьбе с бюрократизмом, предусматривающим  меры уголовной ответственности  за проявление злостного бюрократизма, выразившегося в бездушном отношении  к нуждам и запросам граждан, нарушении  их законных интересов, равно как  и экономических интересов страны. В качестве дополнительного наказания  должно быть предусмотрено отстранение  от занимаемой должности с запрещением  восстанавливаться в течение  определенного срока времени. Существующая практика Верховного Суда РФ исходит  из того, что проявление бюрократизма при отягчающих обстоятельствах  следует квалифицировать как  халатность или злоупотребление  служебным положением. В законе о  борьбе с бюрократизмом необходимо более четко урегулировать и  вопросы дисциплинарной ответственности  как разновидности ответственности. К сожалению, случаи привлечения к ответственности за бюрократическое отношение к своим обязанностям единичны.

Информация о работе Понятие бюрократизма на государственной службе