Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:37, контрольная работа
Целью исследования служит анализ проблемы бюрократизма и рассмотрение наиболее эффективных механизмов преодоления данного явления. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
1)·раскрыть сущность понятия бюрократизм;
2) выявить принципиальные отличия бюрократии от бюрократизма;
3)·рассмотреть специфические черты российского бюрократизма;
4)·изучить причины появления бюрократизма;
5)·определить основные механизмы ограничения бюрократизма.
Введение
2
1 Бюрократизм: определение, отличительные признаки
4
2 Бюрократизм как негативная форма проявления бюрократии
6
3 Формы проявления бюрократизма в системе государственного управления современной России
10
4 Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления
13
Заключение
21
Список использованных источников
3 Формы проявления бюрократизма в системе государственного управления современной России
Российская бюрократия унаследовала
все признаки советской бюрократии,
присовокупив к ней черты, сформированные
сильным влиянием глобализации. В
российскую действительность был искусственно,
иногда насильственно введен целый
ряд элементов, которые не соответствовали
ни российской, ни иностранной действительности.
Глобализация привнесла те черты
в процесс формирования бюрократии,
которые обусловлены
На процессы формировании компрадорской бюрократии накладывают свой опечаток и новые информационные технологии, и тесно связанные с ними вопросы подготовки управленческих кадров нового мирового порядка. Так, в 2003 г. Россия подписала Болонский протокол и уже начался осуществляться переход к подготовке кадров на основе Болонского протокола.
После подписания Болонского
протокола закладываются основы
для еще большей зависимости
и контролируемости российской бюрократии
со стороны международных
Совершенно очевидно, что начатые в России радикальными либералами верхушечные реформы были отторгнуты значительной частью населения страны. Эти реформы раскололи общество на две неравные части, преследующие несовместимые цели. Составной частью «верхнего» слоя общества является государственный аппарат, который возрос в невиданных масштабах. Так, «в нынешней демократической России с населением почти вдвое меньше, чем в СССР, и с 25% оставшейся госсобственности в экономике чиновничий аппарат всех уровней вырос вдвое по сравнению с числом чиновников во всем тоталитарном СССР. При Сталине госаппарат насчитывал 532 тысячи человек, при Горбачеве - 632 тысячи: при Ельцине и Путине - миллион с четвертью». Никогда прежде бюрократический аппарат не поглощал ресурсы общества столь масштабно, как сейчас. Количественный рост аппарата всегда есть ответ управленческой организации на все возрастающую неэффективность функционирования, его неспособность справиться с ключевыми задачами целеполагания, управления и контроля.
Неэффективность государственного аппарата сопровождается повсеместным воровством и коррупцией, которая как раковая опухоль разъедает страну, формируя экономику квазифеодального типа с иерархией сюзеренов в лице чиновников различных рангов и обслуживающих, полностью от них зависимых хозяйственных структур от крупнейших холдингов до палаточного бизнеса.
Тотальная бюрократизация,
коммерциализация и коррумпированность
государства еще более
Абсолютное большинство наших политических руководителей и гражданских служащих от низшего до самого высокого уровня даже теоретически не понимают и тем более психологически не воспринимают скоротечность или, по крайней мере, конечность своего пребывания во власти. Они не умеют, да и не хотят строить свою работу и жить так, чтобы через 4, 8, максимум 12 лет покинуть свой пост, оставив после себя завершенные реформы, добрую память и неразворованную казну.
Из многих фундаментальных
составляющих демократии самым актуальным
и до сих пор не востребованным
в России является не выборность и
не разделение властей, а именно ограничение
сроков пребывания у власти, которое
создает психологический и
Подводя черту, можно сказать,
что на современном этапе развития
российская бюрократия показала свою
полную несостоятельность. Это выражается
в ряде проблем, связанных с эффективным
функционированием системы
4 Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления
В настоящее время особую актуальность в российском обществе приобретает дебюрократизация, т.е реализация системы мер по преодолению бюрократизма. Особое значение это имеет сейчас, когда в России наметились значительные перемены. Ведь от качества работы чиновников зависит, будут ли люди терпимо настроены по отношению к власти или она будет вызывать у них отторжение.
Война с бюрократизмом - дело в ряде отношений более тонкое и сложное, чем обычная война. Следует начать с того, что бюрократ обычно не виден или плохо различим, он не только не противопоставляет себя народу, а вроде бы и сам рьяно борется за социальный прогресс.
Будучи определенной формой или стилем управления, бюрократия воспринимается как неотъемлемая сторона любого управления. Удары по бюрократизму не могут не отзываться на управлении, в какой-то мере нарушая нормальное течение дел и саму общественную жизнь. Бюрократизм пользуется этим. Нарастание бюрократизма стало реальностью не в последнюю очередь из-за того, что опротивевшее обществу бюрократизированное управление, не в полной мере выполняющее полезные функции, казалось все же меньшим злом, чем возможная дезорганизация в случае бескомпромиссных мер по искоренению бюрократизма. Даже сейчас такие выгодные бюрократизму настроения отнюдь не исчезли.
Проводимые социологические исследования свидетельствуют о достаточно низком уровне гражданского сознания в современном обществе. В связи с этим можно сказать, что безусловный приоритет в преодолении бюрократизма отдан Закону. Сам по себе Закон не может бороться с бюрократизмом и коррупцией, все зависит от того в чьи руки он попадет и здесь главенствующую роль играет культура чиновников, которая должна формироваться как в процессе обучения и повышения квалификации, так и общественным мнением, где немаловажную роль играет позиция, занимаемая СМИ. Ведь человек с раннего детства большую часть информации получает из книг, газет, телевидения и от того какого качества будет эта информация часто зависит и дальнейшее поведение.
В сфере государственного
управления работают люди, занятые
сложным, специфическим видом
Долгое время работа в государственных органах не считалась профессией. Знание производства считалось главным в деятельности любых административных органов, и многочисленные должности в госаппарате чаще всего замещались лицами с дипломами различных вузов. Повышение эффективности работы аппарата может быть достигнуто за счет повседневного внедрения научной организации, механизации, автоматизации и информатизации управленческого труда, создания в коллективах атмосферы, где все ратуют за повышение качества жизни в обществе.
Бюрократизм приобретает
тем большие масштабы и влияние,
чем авторитарнее политический режим.
Демократизм и бюрократизм - противоположности.
Демократизация системы управления
для повышения ее эффективности
неизбежно лишает бюрократизм благоприятной
среды, в которой сейчас он размножается
и благоденствует. При этом борьбу
с бюрократизмом следует
Основным путем преодоления
бюрократизма в нашем обществе должно
послужить резкое сокращение функций
государства, ограничение круга
его задач, сужение осуществляемых
полномочий. Взамен все еще сложной
иерархической системы
Не менее важную роль в борьбе с бюрократизмом должна играть и хорошо отлаженная система контроля управляемых за деятельностью управляющих. Действенный контроль «низов» необходимо будет ставить как заслон на пути различных извращений и злоупотреблений со стороны «верхов».
К ним можно отнести открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе, реализацию принципа многопартийности и др.
Также контроль за бюрократией
должен включать в себя такие меры
как снятие ряда ограничений на трудовую
и общественную самодеятельность, развитие
государственно-общественного
Успешной борьбе с бюрократизмом
могут и должны способствовать система
социального оппонирования
Гражданское общество предполагает сбалансированное, взаимоограниченное сотрудничество государственных и негосударственных организаций (движений). Оно исключает какое-либо их противостояние и осуществляется с помощью представительной демократии, посредством реализации принципа разделения властей и их сбалансированности, утверждения рациональных механизмов плюрализма идей, исключения сверхконцентрации власти у какой-либо личности или социальной группы.
Именно гражданское общество разрушает монополию на власть, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.
Кроме того, нам нужны
специальное
Анализ законодательного
материала свидетельствует о
необходимости детальной
Информация о работе Понятие бюрократизма на государственной службе