Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:18, курсовая работа
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. “Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации.
1. Введение 2. Понятие административного принуждения. 3. Виды административного принуждения, их правовая характеристика: а) Административно-предупредительные меры; б) Меры административного пресечения; в) Меры взыскания. 4. Заключение. 2 3 6 8 10 14 16
Курсовая работа
по Административному праву
План:
1. Введение 2. Понятие административного
принуждения. 3. Виды административного
принуждения, их правовая
ВВЕДЕНИЕ
Управление обществом, обеспечение
общественной дисциплины и правопорядка
осуществляется с помощь активных способов
целенаправленного воздействия
на сознание и поведение людей, в
качестве этих способов выступают и
такие методы государственной и
общественной деятельности, как убеждение
и принуждение. Убеждение и принуждение,
как методы государственного управления,
явления социальные, так как они
находят свое проявление в содержании
связей между участниками конкретных
общественных отношений. “Принуждение
существует во всяком человеческом общежитии
и является необходимым элементом
всякой социальной организации. В доклассовом
обществе оно базировалось на авторитете
старейшин, вождей племен и т.п., в
классовом обществе - на власти государства.
Следовательно, принуждение теснейшим
образом связано с
“Интересы охраны законности
и правопорядка, поддержания государственной
дисциплины требуют, чтобы органы государства
обеспечивали проведение в жизнь
государственной воли, применяя в
случае необходимости к тем, кто
не следует этой воле добровольно, и
принудительные меры, допускаемые законом.”[2]
Государственное принуждение
Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется "в основном лишь к тем кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть."[5]
1. Понятие административного принуждения.
Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения "(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения."[6] Государственное принуждение, "опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм."[7] В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:
Дисциплинарное
Материальное (гражданско-правовое)
Уголовное
Административное
Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. "Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий."[8] Применение административного принуждения обусловлено:
во-первых, необходимостью
в установленных законом
во-вторых, необходимостью пресекать и,
в-третьих, предупреждать правонарушения.
"Административное
Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что "административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями".[11] Д.Н. Бахрах отмечает, что "всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. ... Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата."[12]
"Административное принуждение
применяется только к
Севрюгин В.Е. отмечает, что
“административное принуждение
является разновидностью юридического
(правового) принуждения и состоит
в применении уполномоченными на
то административно-
“1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.
2. Меры административного
принуждения применяются к
3. Субъект административной
власти и нарушитель не
4. Административное принуждение
осуществляется органами
5. Являются результатом
реализации государственно-
6. Применяется для прекращения
противоправных действий, наказания
нарушителей в
7. Осуществляется в рамках
административно
8. Способствует профилактике преступлений.
9. Осуществляется на строго правовой основе.”[16]
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.
Меры административного
принуждения имеют
Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Административное принуждение
служит целям обеспечения
2. Виды административного
принуждения, их правовая
“Большое теоретическое
и практическое значение имеет вопрос
о классификации мер
“во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия.
Во-вторых, это имеет большое
значение для применения мер принуждения,
обеспечения эффективности
В-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при заменен уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности.
В-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.”*
В административно-правовой
литературе высказываются различные
точки зрения о классификации
мер административного
И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация “не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например приостановление работы предприятия).”*
Он также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить “непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции.”* Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений
1. административно-
2. административно-
3. административно-правовые санкции.”*
При этом он отмечает, что “административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер” Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать “элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.”*
В целом по вопросу о
классификации мер
“Первая сводится к двухчленной
классификации
Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:
меры пресечения,
меры взыскания,
меры предупреждения.”*
а) Административно-