Понятие административного принуждения и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:37, реферат

Описание работы

Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, при¬родоохранные, противопожарные правила и т.п.). Также следует заметить, что все меры принуждения осуществляются на основании и в пределах права.
Цель данного реферата – раскрыть понятие административно-правового принуждения.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: дать общую характеристику административно-правового принуждения, выделить его основные признаки и рассмотреть виды.
На написание работы большое значение оказали труды А.Н. Крамника, И.И. Мах, Л.Л. Попова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и признаки административно-правового принуждения 4
ГЛАВА 2. Виды мер административного принуждения 7
Раздел 2.1. Виды мер административного принуждения 7
Раздел 2.2. Меры административного пресечения 9
Раздел 2.2. Административно-предупредительные меры 11
Раздел 2.3. Понятие административной ответственности 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по АП.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования «Юридический колледж

Белорусского  государственного университета» 
 
 

                Кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

реферат 

Понятие административного принуждения и его виды 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: учащаяся

                    2 курса 119 группы

                    Пинковская  Д.И. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

            Минск 2010 

оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

    В каждом государстве существует множество  правовых норм, которые регулируют общественные отношения. Люди должны исполнять нормы, такое исполнение ведет в государстве, обществе к определенному порядку, необходимому взаимоотношению между социальными субъектами. Однако на практике далеко не все нормы реализуются. Поэтому государство вынуждено предпринимать какие-то меры воздействия, чтобы уменьшить количество нарушений. Ученые среди мер воздействия на первое место ставят административное принуждение и убеждение, которые являются особыми видами государственного принуждения.

    С помощью средств принудительного  характера исполнительные органы (должностные лица) при необходимости обеспечивают должное поведение в сфере государственного управления. Они используются в качестве крайнего средства обеспечения и охраны правопорядка.

    Меры  административного принуждения  применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, природоохранные, противопожарные правила и т.п.). Также следует заметить, что все меры принуждения осуществляются на основании и в пределах права.

    Цель  данного реферата – раскрыть понятие  административно-правового принуждения.

    Для достижения поставленной цели потребовалось  решить следующие задачи: дать общую характеристику административно-правового принуждения, выделить его основные признаки и рассмотреть виды.

    На  написание работы большое значение оказали труды А.Н. Крамника, И.И. Мах, Л.Л. Попова. 

ГЛАВА 1. Понятие и признаки административно-правового принуждения

 

    Административно-правовое принуждение — это такое государственное принудительное воздействие, которое применяется компетентными субъектами преимущественно в связи с совершением административного правонарушения. [7, c 5]

    Следует отметить, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения в современном обществе.

    В качестве основного метода своей  деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции, законов и иных правовых актов. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

    Принуждение заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан. [9, c 139]

    К основным признакам, которые характеризуют  административное принуждение можно  отнести следующие:

    1. Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения. «Оно предназначено для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления, которое используется в процессе реализации исполнительной власти органами публичной администрации и ее должностными лицами». [8, c 356]
    2. Основанием для применения принуждения является совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. [5, c 239-240]
    3. Всем мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер. Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые специалисты отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются. [9, c 139]
    4. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственные инспекции, органы транспорта, милиции, административные комиссии, судьи и др.). [4, c 258] Круг органов уполномоченных применять меры административного принуждения закреплен в III разделе кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
    5. Административное принуждение применяется для:
      • предупреждения вредных для общества (отдельных граждан) явлений или правонарушений;
      • пресечения противоправных поступков;
      • процессуального обеспечения;
      • восстановления нарушенного;
      • наказания виновных лиц;
      • в иных целях. [7, c 15]
    6. Акты, регулирующие применение мер административного принуждения, правомерны издавать только следующие органы государственной власти:
      • Национальное собрание Республики Беларусь;
      • Президент Республики Беларусь;
      • Совет Министров Республики Беларусь;
      • Местные советы депутатов (кроме поселковых и сельских Советов), исполнительные комитеты (в исключительных случаях).
    7. Административное принуждение заключается в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
    8. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения. [5, c 240-241]

    Таким образом, под содержанием убеждения  следует понимать систему мер, в  которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права. 
 
 
 

ГЛАВА 2. Виды мер административного принуждения

Раздел  2.1. Виды мер административного принуждения

 
 

    Административно-правовое принуждение включает различные по характеру и назначению принудительные меры, которые можно объединить в группы исходя из их конкретных целей. Классификация мер административного принуждения имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет определить место каждой меры в системе административно-принудительных средств воздействия и, следовательно, установить основания и порядок ее применения.

    Изучение юридической литературы показывает, что до 50-х гг. XX в. в юридической литературе господствовала двучленная классификация. Все меры административно-правового принуждения сводились к двум группам: административные взыскания и иные меры административного принуждения, которые, будучи по своей сути принудительными, лишены характера наказания. В 1956 г. М.И. Еропкин обосновал трехчленную классификацию мер административного принуждения, которой долгое время придерживалось большинство ученых-административистов. По этой классификации меры административно-правового принуждения подразделяются на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения, административные взыскания (административная ответственность). Основу этой классификации составляют цели и способы обеспечения правопорядка. Аналогичного мнения придерживался и Ю.М. Козлов. По сути, приоритетной эта классификация остается и сегодня.

    Однако имеются и иные точки зрения. Так, Д.Н. Бахрах выделяет в административно-правовом принуждении административно-восстановительные меры и меры административного пресечения. К восстановительным мерам он относит: изъятие работниками милиции огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, хранящихся без соответствующего разрешения у отдельных граждан; снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самовольно занятых жилых помещений; изъятие у организаций незаконно полученного дохода, взыскание недоимки, пени. К мерам же пресечения он относит: превентивное задержание; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; предписание (предостережение), запрещение эксплуатации; приостановление работ и т. д. Есть и правоведы, которые обосновывают выделение в качестве самостоятельного вида административного принуждения меры административно-процессуального обеспечения. [8, c 360-361]

    При анализе действующего законодательства не может быть никаких сомнений в существовании процессуальных мер административного принуждения. Подобные меры имеют место и в уголовном процессе. Другое дело, способствует ли их применение реализации административно-деликтных норм? Полагаем, что такое содействие всегда присутствует. Например, задержание может осуществляться с целью пресечения административного правонарушения и одновременно с целью составления протокола об административном правонарушении. В последнем случае оно все равно одновременно оказывает воздействие на лицо с целью недопущения нарушений запретов в будущем. [7, c 16]

    Но все же большинство авторов классифицирует меры административного принуждения на три группы:

    • меры административного пресечения;
    • административно-предупредительные меры;
    • меры административной ответственности.

    Далее подробнее рассмотрим виды административного принуждения.

Раздел  2.2. Меры административного пресечения

 

    В принудительной деятельности исполнительной власти главная мера - пресечение. Только оно имеет необходимые кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить и прекратить противоправные действия. Под мерами пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. [5, c 245]

    В силу предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества, государства.

    Их  целевое назначение – прекращение в принудительном порядке противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

    Основание для мер пресечения фактически является правонарушение, виновное противоправное действие.

    Значение  этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку  в ходе их применения пресекаются  наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями. [9, c 143-144]

    Система мер пресечения многообразна. Существуют различные классификации мер пресечения. Д.Н. Бахрах, исходя из цели и способа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

    Попов группирует меры пресечения в несколько  видов, В частности, к ним относятся меры:

    1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

    2) имущественного характера (изъятие  огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

    3) технического характера (запрещение  эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий  ввиду нарушения правил техники  безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

    4) финансового характера (прекращение  кредитования, сокращение бюджетного  финансирования, отзыв лицензии, дающей  право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

    5) медико-санитарного характера (отстранение  от работы инфекционных больных,  запрещение эксплуатации предприятий  торговли или общественного питания  из-за их антисанитарного состояния  и др.);

    6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной  системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

    7) специального или исключительного  назначения (применение огнестрельного  оружия, химических слезоточивых  веществ, водометов, резиновых  палок, наручников и др.). [9, c 143]

    Таким образом, основаниями применения мер  административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Информация о работе Понятие административного принуждения и его виды