Понятие административного правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 01:42, контрольная работа

Описание работы

Понимание сущности административного правонарушения и характеристика его признаков, состав административного правонарушения и его элементы являются основополагающими составляющими в содержании курса учебной дисциплины «Административное право», посвященного изучению вопросов административной юрисдикции.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа административное право1.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

       Иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические  лица, совершившие на территории  Российской Федерации административные  правонарушения, подлежат административной  ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

       Юридическое лицо приобретает  свойство деликтоспособности с  момента государственной регистрации,  а следовательно, с момента своего создания может привлекаться к административной ответственности. В случае, если в статьях Кодекса не указано, что установленные ими нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

       Изменение юридического статуса  юридического лица, влекущее его  переход в иное организационное состояние следующим образом отражается на деликтоспособности этого юридического лица:

       при слиянии нескольких юридических  лиц к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо;

       при присоединении юридического  лица к другому юридическому  лицу - присоединившее юридическое  лицо;

       при разделении юридического  лица или при выделении из  состава юридического лица одного  или нескольких юридических - то юридическое лицо, к которому  согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

       при преобразовании юридического  лица одного вида в юридическое  лицо другого вида - вновь возникшее юридическое лицо.

       Привлечение к административной  ответственности в случае реорганизации  осуществляется независимо от  того, было ли известно привлекаемому  к административной ответственности  юридическому лицу о факте  административного правонарушения до завершения реорганизации.

       Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется, прежде всего, виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям. Существуют две формы вины: умысел и неосторожность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

       Административное правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело  возможность наступления вредных  последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

       Специальные правила о вине  установлены в отношении юридических лиц, которые в силу своей коллективной природы не могут иметь субъективное отношение к совершаемому деянию. КоАП РФ предусмотрена конструкция, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

       Помимо вины субъективную сторону  административного правонарушения  формирует цель субъекта правонарушения, если она предусмотрена в качестве специального признака в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Например, в соответствии со ст. 17.2 КоАП РФ вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей влечет наложение административного штрафа.

       Объект административного правонарушения - это те общественные отношения, которым наносится вред совершенным противоправным деянием.

       Общим объектом для всех административных  правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности. Помимо общего выделяют также родовой, видовой и конкретный объект административного правонарушения. Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п. Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.

       Мера причинения вреда объекту  правонарушения влияет на возможность  освобождения от административной ответственности. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

       Объект правонарушения как элемент  состава следует отличать от  предмета правонарушения, являющегося  признаком объективной стороны  совершаемого противоправного деяния. Предметом правонарушения является конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение (украденные или поврежденные вещи и т.д.).

       Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков (наиболее многочисленную), характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.

       Прежде всего, всякое административное  правонарушение - это деяние, т.е.  действие или бездействие. Данный  признак объективной стороны  может дополняться такими юридически значимыми характеристиками, как длящийся характер, неоднократность, систематичность и т.д. Например, со свойством длящегося характера правонарушения, которое подразумевает непрерывность совершения деяния в течение определенного времени (как правило, это длительное неисполнение юридической обязанности), связана проблема возможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством с нарушением Правил дорожного движения в форме отсутствия одного из номерных знаков, может быть привлечено к административной ответственности несколько раз течение одного дня.

       Деяние связано с другими признаками  объективной стороны и, прежде  всего, с последствиями деяния  и причинной связью между деянием и последствиями. Далеко не всякий состав административного правонарушения содержит указание на последствия деяния, как на квалифицирующий признак деяния. В этом случае состав правонарушения является формальным, и для привлечения к ответственности не обязательно устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Таким образом, само по себе неисполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.

       Однако существует и ряд материальных  составов, обязательным признаком объективной стороны которых являются последствия и причинная связь. Так, ст. 19.16 КоАП РФ установлена наказуемость умышленного уничтожения или порчи удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежного хранения удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшего утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае для привлечения субъекта к ответственности за указанное правонарушение следует доказать наличие последствия в виде утраты удостоверения, а также причинную связь между утратой и поведением субъекта административного правонарушения.

       Дополнительными признаками объективной  стороны административных проступков  могут служить признаки места,  времени, обстоятельств совершения  правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.

 

Список  используемой литературы

  1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.
  2. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации.  М.: система ГАРАНТ, 2008.
  3. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право. ; М.: ЕАОИ, 2008 - 371 с.
  4. Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.
  5. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Под ред. Липатова Э.Г., Чаннова С.Е. , М.: ГроссМедиа, 2008. - 912 с.

Информация о работе Понятие административного правонарушения