Издание ненормативных
актов - основная юридическая
форма исполнительно - распорядительной
деятельности. Ее сущность состоит
в том, что органы государственного
управления в пределах своей
компетенции самостоятельно решают
с помощью юридических средств
конкретные дела, возникающих в
последствие юридической практики.
Это - административное распорядительство,
т.е. применение к конкрентным
обстоятельствам прямых велений
закона и других норм Российского
права, прежде всего административного
права. В этих целях издаются
индивидуальные юридические акты.
Административное
право охватывает своим регулятивным
воздействием широкие области
государственной и общественной
жизни, что предопределяется многообразием
практического проявления действующего
в РФ механизма исполнительной
власти.
На содержание
административного права существенное
влияние оказывают те процессы,
которые происходят сейчас в
России, прежде всего в экономической
области, что неизбежно сказывается
и на характере административно
- правового регулирования.
Однако, как очень
четко отметил Г. Брэбан, нет
таких секторов общественной
жизни, которые выпадали бы
целиком из - под сферы “ административного
правового контроля”. И ваше
“ административное право есть
право живое, глубоко укоренившееся
в обществе, вошедшее в быт
и сознание современного человека”.8
Служебная роль
административного права - “ юридического
спутника” исполнительной власти
- сохраняется в период реформации
государственных институтов. И не
сокращается, а наоборот, в так
называемый переходный период
массив подзаконных административно
- правовых норм имел тенденцию
к своему расширению. С большой
долей достоверности можно утверждать:
в условиях различия рыночных
отношений соответствующим способом
меняются формы и методы осуществления
исполнительной власти. Такого рода
изменения затрагивают прежде
всего содержание административного
права, не лишая его роли
одного из необходимых и в
новых условиях юридических регуляторов
общественных отношений. В качестве
такого рода процессов можно
назвать, например, сокращение масштабности
административно - правового регулирования,
отнесенного к совместному ведению
РФ и субъектов федерации; существенное
возрастание роли региональных
регуляторов; увеличение значимости
норм - программ и рекомендательных
норм, равно как и административно - правовых
дозволений; “ выход” на всех уровнях
государственной организации и т.п.
Во многих случаях
административное право не только
защищает общественные отношения,
но и может выступать в роли
их регулятора.
Следствием данной
особенности существующей правовой
системы являются “ проникновение”
административного права в сферу
регулятивного функционирования
иных правовых отраслей. В основе
подобного явления - практическое
наличие управленческих по своей
природе отношений в сферах, относящихся
в соответствии с предметом
той или иной отрасли права
к ее регулятивному воздействию.
Поэтому даже в гражданском
законодательстве имеется пусть
небольшое, но определенное число
административно - правовых по
своей сути норм.
Административное
право закрепляет организационные
формы активного участия общественных
организаций в управлении государственными
и общественными делами, в работе
аппарата управления, в контроле
за его деятельностью оформляет
их правовой статус в этой
сфере общественных отношений.
Существенная роль норм административного
права в регулировании положения
личности в сфере государственного
управления, в обеспечении реализации
и конституционных прав и свобод
и выполнении ими конституционных
обязанностей перед обществом,
в охране административно - правовыми
средствами законных интересов
и прав человека, в обеспечении
его участия в управлении государством.
Специфика задач
охраны общественного порядка
обуславливает основную направленность
деятельности органов внутренних
дел, так как именно им приходится
общаться с гражданами, должностными
лицами и т.д. В связи с
этим сотрудники милиции получают
правовой статус представителей
власти.
Успешная охрана
общественного порядка и борьба
с преступностью требуют беспристрастной
и четкой, быстрой и оперативной
работы всех служб и аппаратов
сверху донизу, слаженности их
взаимодействия, беспрекословного
подчинения приказу. Это достигается
особым порядком внутренней организации
органов внутренних дел, в основе
которого лежит особая дисциплина.
Особая служебная дисциплина
тесно связана с единоначалом,
состоящем в сосредоточении в
руках начальников органов внутренних
дел общего руководства, все
это связано с административным
правом.
В заключении
следует отметить, что административное
право частица нашего общества.
Все здесь взаимосвязано и
постоянно взаимодействует. Спектр
деятельности административного
права очень широк, поэтому и его роль
и значение для регулирования общественных
отношений тоже велико.
Использованная литература:
Д.Н. Бахрах. Административное
право. М., 1993.
Ноздрачев А.Ф.
Административное право. Фундаментальный
курс. М., 1992.
Ю.М. Козлов
Советское административное право.
М., 1984.
А.П. Алехин, Ю.М.
Козлов. Административное право
РФ. 1994.
1 Д.Н. Бахрах. Административное
право. М., 1993. С. 3.
2 Д.Н. Бахрах. Административное
право. М., 1993. С. 3.
3 Ноздрачев А.Ф.
Административное право. Фундаментальный
курс. М., 1992. С. 8.
4 Ю.М. Козлов. Советское
административное право. М., 1984. С.
23.
5 Д.Н.Бахрах. Административное
право. М., 1993. С. 7.
6 Д.Н.Бахрах. Административное
право. М., 1993. С. 15-16.
7 Ноздрачев А.Ф.
Административное право. Фундаментальный
курс. М., 1992. С. 27.
8 А.П. Алехин, Ю.М.
Козлов. Административное право
Российской Федерации. 1994. С. 30.